Тормоз без колодок
Грузовикам и автобусам устанавливать рекорды не нужно, а вот средняя скорость в холмистой и горной местности сильно зависит от того, насколько быстро и уверенно тяжелая машина способна двигаться не только вверх, но и вниз.
Правило вековой давности гласит – спускайся со склона на той передаче, на которой по нему поднимаешься. Даже с учетом высокой степени сжатия «торможение дизелем» малоэффективно на небольших оборотах и часто требует вспомогательного моторного тормоза. Но в этом случае, чтобы точно управлять замедлением, приходится частенько задействовать рабочие тормоза. Они греются, изнашиваются...
Эффективное решение есть и давно применяется – гидравлический тормоз-ретардер. Крупнейший европейский производитель ретардеров – немецкая фирма «Фойт» (Voith) изготавливает эти устройства для автомобилей с 1968 года. Тогда гидравлический тормоз впервые появился на автобусах «Сетра». Принцип работы прост – трансмиссия автомобиля через мультипликатор (повышающий редуктор) вращает гидравлическую турбину, которая за счет избытка кинетической энергии нагревает масло. Оно, в свою очередь, отдает тепло охлаждающей жидкости из контура двигателя. Сжатый воздух регулирует количество подаваемого в турбину масла и тем самым – эффективность торможения. За почти сорок прошедших лет к этой схеме добавили только электронное регулирование и систему диагностики.
Водитель управляет торможением с помощью рычага, устанавливая одну из пяти позиций. Или задействует автоматическую систему поддержания скорости на спуске. Тормозной момент ретардера в два-три раза превышает возможности двигателя, так что он способен справиться даже с длительным движением под уклон. При этом рабочие тормоза машины «отдыхают» и всегда готовы прийти на помощь.
Итог – возможность поддерживать более высокую скорость на спуске, не боясь перегреть тормоза, меньший износ колодок... то есть безопасность и даже экономия. И вовсе не только в горах: водители городских автобусов тоже могут пользоваться гидравлическим тормозом. Места ретардер занимает немного, да и весит всего 50–80 кг. В общем, транспортники давно распробовали его преимущества, только на отечественных грузовиках и автобусах он по-прежнему в новинку.
Весьма вероятно, что следующее поколение ретардеров будет использовать в качестве рабочего тела не масло, а охлаждающую жидкость. «Акватардер» смонтируют прямо на двигателе, ему не понадобится повышающий редуктор, он вдвое легче нынешних ретардеров, не требует обслуживания и обеспечивает еще более эффективное торможение. Ждем дебюта на серийном грузовике?