Национальная забава
Ведь еще в детстве читал в журнале «За рулем» о том, как наши гонщики на лучших в мире советских автомобилях заняли здесь первое, третье и седьмое места… в своем классе и обогнали бы прогнивших буржуев, да у тех машины оказались мощнее. В общем, в Финляндию меня отпустили, но с назиданием – мол, не пытайся описывать гонку, лучше напиши о том, что увидишь вокруг.
Голы, очки, секунды, занятые места – это, безусловно, суть любого спортивного действа. Только разбирается в хитрой статистике очень небольшой круг посвященных: профессионалы да ярые любители этого дела. Автомобильные гонки – не исключение, для большинства они – не более чем шоу: рев моторов, яркие автомобили, мужественные дяди-гонщики. Основной массе собравшихся у кромки трассы просто нравится атмосфера гонок. Вот и давайте глянем на автомобильный спорт (в данном случае – ралли) глазами истинного «чайника». То есть поговорим не столько о спорте, сколько о пресловутой «атмосфере».
Но начнем все-таки с гонок – это, как ни крути, основное зрелище и… на первый взгляд, довольно скучное, даром что чемпионат мира. Мимо тебя через определенные промежутки времени проносятся автомобили. И это все! Потом ты переезжаешь на следующий участок и снова мимо тебя – один, второй, третий. Ралли куда интересней смотреть, расположившись у крутого поворота или трамплина. Чтобы занять интересное место у трассы, продвинутые болельщики готовы километры шлепать пешком по полям и лесам – там увидишь мастерство гонщика, а местная публика в этом разбирается. Попасть в поворот удается не всем: кто-то проезжает прямо, а кто-то и вовсе улетает с дороги – таких могут и освистать. Зато чистое, красивое прохождение сложной связки поворотов вызовет в толпе одобрительный гул.
Еще интересней знать, кто перед тобой проехал, кто какое место занимает и кто на что претендует. Комментаторов в лесу, увы, нет. Поэтому продвинутые болельщики прижимают к уху радиоприемник или, как это делал наш финский гид, просматривают результаты очередного спецучастка на дисплее мобильного телефона. Финляндия буквально помешана на автомобилях и автомобильном спорте. Финны болеют истово, за любимого гонщика в частности и за своих вообще. Солидные посетители VIP-зоны «Форда» орали и прыгали от счастья, как ненормальные, когда мимо проносился … алый «Peugeot 307». Корпоративная солидарность уступает национальному чувству. Не важно, какой автомобиль, главное – за рулем Маркус Гронхольм: он финн и он лидер. Уррраааа!!!
То ли от избытка национальной гордости, то ли от свежего воздуха, то ли от перепития алкоголя изрядная часть публики уже с утра навеселе, а к вечеру многие попросту ползают на карачках. Ну любят финны это дело. Многочисленные гости от них не собираются отставать. Размахивающие эстонскими или норвежскими флагами порой тоже едва стоят на ногах. Так что не надо все алкогольные грехи валить на русских.
Чем отличается подвыпивший финн или норвежец от поддатого русского, так это дисциплиной. Автогонки – дело довольно опасное, причем не только для гонщиков, но и для зрителей. Порядок поддерживается строгий: многочисленные судьи в зеленых жилетах следят, чтобы никто не лазил по трассе, пропускают людей через дорогу в специально отведенных местах, предупреждают свистками о приближающемся автомобиле. Вся эта армия судей – волонтеры из местных жителей. «Выпимшие» громилы их слушаются, на рожон не лезут. Наверно потому, что тоже из местных. Ведь люди, в конце концов, пришли не буянить, а гонки смотреть.
А посмотреть есть на что. Действо, поначалу казавшееся скучным, становится все интересней по мере того, как начинаешь разбираться, что же здесь происходит, кто кого преследует и кто с кем борется. Вот с утробным ревом проносятся самые быстрые машины группы А8 – специально созданные раллийные монстры, где от серийной техники только внешний вид да название. Поначалу кажется, что машина «не может» так быстро ехать по проселку, так резво разгоняться и интенсивно тормозить. Эти бьются за мировой титул. За ними на трассу выходит молодежь – группа А6 и гонщики до 27 лет. Удивительно, когда после ревущего слоноподобного «Субару» перед тобой пролетает, визжа форсированным мотором… «Сузуки Игнис». Смешная, маленькая, высокая машинка – однако как едет! Следующие – автомобили группы N, менее навороченные и более тихоходные; есть даже 1300-кубовые малыши. Езда их не столь эффектна, однако многие зрители не расходятся: чемпионат чемпионатом, но надо же посмотреть на «своего» гонщика – Микку с соседней улицы или Пекку из близлежащей деревеньки. А едут на малышах пусть и не столь быстро, но вполне грамотно.
Смотрят здесь не только гонки. Тьма народу собирается в сервисном парке, куда боевые автомобили приезжают на ремонт и обслуживание. Сюда даже отдельные билеты продают. Здесь любуются работой сервисменов, особенно богатых, заводских команд. Механики, зажатые лимитом времени, вкалывают, как роботы, успевая проверить всю машину и перебрать ее добрую половину. А рядом ходят, сняв шлемы, гонщики – кумиры, звезды. И как простые смертные, разговаривают или потягивают минералку. У белобрысых финских пацанов глаза на лбу от восторга. А потом удивляемся, откуда, дескать, в маленькой Финляндии столько гонщиков.
P.S. А выиграл ралли Финляндии Маркус Гронхольм. Страна ликовала!