Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Коррозия. Все гнило в датском королевстве?

Коррозия. Все гнило в датском королевстве?
Полная версия

Надоел цвет – приходи и меняй на халяву… Но чтобы что-то отвалилось или сгнило – не дождетесь!

Нужен ли нам такой вечмобиль? Еще 30 лет назад мы дружно завопили бы: «Да-а-а!» Впрочем, то же относилось бы, скажем, к телевизорам «Сони» или часам «Ориент». Сегодня же мы легко меняем мобильники и часы просто потому, что прежние, видите ли, «надоели». Более того – все реже увидишь, чтобы владелец новенькой иномарки спешил обработать свое приобретение тем же «Тектилом» – зачем? Технологии в автомобилестроении современные, гарантия – многолетняя, да и изготовитель ничего такого в сервисной книжке не требует… Конец проблеме?

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ…

Вместо ответа предлагаем взглянуть на нашу заставку. Статья в голландской газете: «Машины снова ржавеют»… Это о каких же машинах идет речь? Почему засуетились благополучные северные соседи?

Читаем. По данным Шведского института коррозии, примерно 40% машин образца 1998–1999 гг. успели проржаветь так, что мало не покажется. Из более свежих авто 2000–2001 гг. уже сгнило каждое пятое! Обозначены и «лидеры» – худшими из худших шведы признали «Хёндэ Акцент», «форды» моделей «Фокус» и «Мондео», а также, представьте себе, «Мерседес» Е-класса!

Голландские газетчики пошутили? Ничего себе, шуточки – что ж тогда у нас-то делается? Но c газеты какой спрос. За разъяснениями обращаемся в эпицентр полемики – Шведский институт коррозии…

Ситуация действительно нетривиальная: производители лихо увеличивают гарантию на отсутствие сквозной коррозии до 10–12 лет, но при этом антикор на их производственных линиях становится все более редким гостем. Шведы решили разобраться, что к чему – подключили к проекту 21 компанию (в том числе БМВ, «Форд», «Вальволин») и подвергли обширному исследованию 1035 автомобилей 25 моделей разных лет выпуска – с 1998 по 2001 гг. Изучали автопарк четырех соседних стран – Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии. Отметим, что северные территории трех последних стран, на которых дороги зимой не посыпают солью, в расчет не принимались (чувствуете аналогию, россияне?)

Оценивались в основном точечные сварные и вальцованные соединения – именно их труднее всего защитить от ржавчины. Хирургическому вмешательству подверглись элементы кузовов, показанные на рис. 1, – всего более 4300 различных деталей. Выдержки из полученных данных – в наших таблицах и на рисунках: в особых комментариях они не нуждаются.

ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ КОРРОЗИИ

Как вывести средний показатель коррозии? Все детали оценивали по степени поражения – и по глубине, и по площади. Минимальный балл – 0, максимальный – 5. Затем для каждой модели автомобиля баллы, выставленные отдельным деталям, складывали и высчитывали средний показатель. Статистика по деталям довольно разнообразна – по каждому элементу свой лидер. К примеру, колесные ниши задних крыльев среди моделей 1998–1999 гг. самые гнилые опять-таки у «Мондео» – зато у «Фокуса» хотя бы здесь все в порядке. В лидерах также «Mazda 626/">Mazda 626», СААБ 9-5 и «Шкода Октавия». Из более свежих авто в двоечники попали «Хёндэ Акцент», «Ниссан-Примера» и упомянутый «Форд Мондео» – к этому мы уже привыкли. А самыми ржавеющими оказались точечные сварные соединения – например, порога и заднего крыла: такие участки гниют куда интенсивнее, нежели обработанные вальцованные соединения.

Подчеркнем главную мысль – в гниении всех исследованных автомобилей виноват вовсе не плохой металл! С его качеством как раз все в порядке – а вот неудачный дизайн детали вкупе с неграмотной конструкцией и непродуманной технологией как раз и приводит к тому, что защитное покрытие не доходит до адресата. Здесь – слишком острые углы, тут – забыли про вентиляцию, там – точечная сварка, лучший друг ржавчины… С дешевыми «кореянками» все ясно – что от них требовать? Но есть и другие примеры. Показательны, в частности, двери СААБ 9-5: их вертикальные кромки имеют вальцованный шов, надежно защищенный мастикой, а вот нижние, с точечной сваркой, оказались «голыми» – антикор не смог проникнуть в закрытые мастикой стыки! Другая картина у «мерса» класса Е – нижняя часть двери хорошо вентилируется, а вот вертикальный шов, скрепленный точечной сваркой, постоянно собирает влагу. Защитить герметиком? Так и делают, но зачастую бестолково. В «бээмвэшках» 3-й и 5-й серий, а также в «фокусах» его зачем-то наносят перед укладкой эпоксидной шпатлевки. В результате герметик высыхает, ломается и пропускает влагу.

А какой эффект от антикоров? Ответ – на рис. 3.

ЗАПИШИТЕ МЕНЯ НА АНТИКОР?

И, наконец, финальный вывод скандинавов – для конечного потребителя. Тем, кто намерен обеспечить своим авто нормальную защиту, институт настоятельно рекомендует дополнительную антикоррозионную обработку – что бы там ни обещали производители. Уж если в датском и близлежащих королевствах все «гнило», тогда на что надеяться россиянам? На то, что продаваемые у нас машины ржавеют не так сильно? Ну-ну

Обвинять шведов в предвзятости наивно – совладельцами института коррозии являются как раз автомобильные заводы с громкими именами. Однако вернемся к великому фантасту Саймаку и его «вечмобилям»… Скандинавы сделали свою работу честно, но прислушаются ли к их советам изготовители «фокусов» и «акцентов»? Ведь кому-кому, а уж им-то вечный автомобиль точно не выгоден – не подрывать же основы земной экономики своими руками…

Подпишитесь на «За рулем» в

01.11.2005
Поделиться: