Продажи за три квартала. Кто хозяин на рынке?
За три квартала их было продано почти 440 тысяч – примерно столько же, сколько и машин отечественных! К сожалению, более точных цифр нет: по традиции все «старые» наши производители не предоставляют данные о продажах за квартал, а лишь за полгода и год. Поэтому приходится ориентироваться лишь на выпуск автомобилей за 9 месяцев.
Итак, АВТОВАЗ за этот период продал на внутреннем рынке около 475 тысяч своих автомобилей (по другим расчетам – 452 тыс. – И.М.) и примерно 125–130 тысяч – все остальные заводы (ГАЗ, «ИжАвто», УАЗ, СеАЗ, «РосЛада», ЗМА). Итого по максимуму – 605 тысяч. Не густо. Почти половину российского рынка мы уже отдали иностранцам. И это без учета подержанных автомобилей!
За неимением точных данных пока ограничимся лишь констатацией этого факта и обратимся к результатам работы иностранных автомобильных компаний (и их российских партнеров-сборщиков) за три квартала.
В первой десятке рейтинга продаж иномарок в России изменений нет. Лидируют три корейские компании (две имеют сборочные производства в России, а третья – в Узбекистане), четыре японские, две американские и одна французская (последние три уже построили в РФ по заводу). Все вместе они продали у нас 360 тыс. автомобилей, захватив, таким образом, 82% «иномарочного» рынка. Если в ближайшем будущем произойдет какой-либо рывок, то только благодаря компаниям этой десятки. Очевидно, в IV квартале увеличится производство (и соответственно продажи) автомобилей «Форд» во Всеволожске, «Рено» в Москве и КИА в Ижевске.
В рейтинге популярности отмечены только две «перемены мест» – «Хёндэ Акцент» обошел «Дэу Нексия», а «Ниссан-Алмера» – «Дэу Матиз». И то и другое – сигнал для руководителей завода в Асаке: пусть продажи «узбекских кореянок» и растут, но срочно необходима хотя бы «подтяжка лица», иначе конкуренты обойдут! Кажется, в Узбекистане это поняли – уже зимой обещают показать обновленную «Нексию» и тут же запустить ее в серию.
«Шевроле Нива» какой уж сезон на первом месте по продажам среди иномарок, но эта позиция при ближайшем рассмотрении не кажется столь прочной. Темпы ежемесячных продаж вседорожника хоть и незаметно, но снижаются – на 50–100 машин. По нашим прогнозам, в 2005 году будет реализовано около 43 тыс. «нив», что куда ниже запланированных компанией показателей. В то же время у других лидеров ежемесячный рост продаж популярных моделей впечатляет. Сравните: если в начале года, например, все дилеры продавали в месяц меньше 2000 «акцентов», то теперь – почти 4000! Значит, если не подведут корейские поставщики комплектующих, в этом году в Таганроге соберут (и продадут) 37–38 тыс. седанов, пользующихся большим спросом у россиян.
Что до второй модели компании «Джи-Эм–АВТОВАЗ» – седана «Шевроле Вива», то за 9 месяцев было продано всего 1645 штук. Это – один из самых низких показателей в гольф-классе. Автомобиль за год подорожал на треть – и вот результат. Обидно за модель, которой мы в прошлом году обещали успех. Зато резко возросли продажи других автомобилей с шильдиком «Шевроле» – «Авео» (6076 штук) и «Лацетти» (5025). Еще чуть-чуть и они займут свое место в «горячей десятке» лидеров рынка. Кстати, в ней, по нашим подсчетам, не нашлось места самой модной модели бизнес-класса в России – «Тойоты-Кэмри»: за 9 месяцев было продано 9914 автомобилей (между прочим, стоимостью от 29,8 тыс. долл.!), что на один экземпляр меньше, чем корейских «Хёндэ Элантра». Именно они замкнули первую десятку в рейтинге популярности!
Мы по-прежнему отличаемся от планеты всей даже в таком деле, как покупка новых автомобилей: быстрее всего у нас растут продажи самых дешевых и… самых дорогих иномарок, а вот автомобили средней, по западным меркам, ценовой ниши (20–40 тыс. долл.) приобретают менее охотно. Маленькие примеры: в России за три квартала продано больше «пятерок» БМВ, чем «трешек» (1426 против 1177), и больше «шестерок» «Ауди», чем «четверок» (1759 против 1487).
Но вернемся к доступным иномаркам. Еще один звоночек, который, надеемся, услышал отечественный автопром: по самым скромным данным, за 9 месяцев было продано более 4,6 тыс. китайских автомобилей. И это при том, что никто из серьезных игроков рынка их раскруткой пока не занимается, отдав (опять же пока) это на откуп мелким компаниям. Качество «китайцев» постоянно улучшается, возникают зачатки сервисной сети, так что в будущем году можно ожидать их массовой экспансии.
Попытаемся все-таки спрогнозировать, как закончится год нынешний. Реальность оказывается смелее самых смелых предсказаний: по нашим прикидкам, в нынешнем году может быть продано 610–620 тыс. новых иномарок. А это уже означает конец монополии отечественных автопроизводителей на российском рынке.