Москвичи заплатят за Ленинградку
Столичные власти заверяют, что, несмотря на нехватку финансирования, работы будут вестись по графику. Глава стройкомплекса столицы Владимир Ресин заметил, что все тут четко организовано и опасности, что строители не справятся с задачами в срок, на текущий момент нет. В это хочется верить.
Соколиное подземелье
И правда, на Соколе просто муравейник – в работах задействованы 4 тысячи рабочих. 5 августа уже открылось движение по Волоколамскому тоннелю из области в центр. А 5 декабря движение по нему должно открыться полностью. Шестиполосный тоннель, общая длина которого 1730 м, а закрытой части – 1170 м, по мнению экспертов, поднимет пропускную способность Ленинградки в районе станций метро «Аэропорт» и «Сокол» на 30 процентов. 30 сентября здесь же мэр Москвы Юрий Лужков дал старт началу проходки следующего, Алабяно-Балтийского тоннеля, который пройдет под Замоскворецкой линией метро, а также под Ленинградским и Волоколамским тоннелями. Лужков сравнил строительство этого сооружения (длиной 2150 м) с нейрохирургической операцией. Работы предстоят очень сложные, ведь над тоннелем глубиной 20 м постоянно проходят поезда… Страшновато становится. Но, как утверждает мэр, боятся нечего: «Здесь установлено уникальное количество датчиков, которые ежесекундно, в режиме реального времени осуществляют контроль за состоянием тоннелей метро и автодорожных тоннелей».
В конце этого года завершится проходка под метро (самый сложный участок между станциями «Войковская» и «Сокол» – 46 м), а уже в следующем году Алабяно-Балтийский тоннель протянут еще дальше – с Балтийской на Большую Академическую улицу. Здесь тоннель должен пройти под сквером (в ходе строительства сквер на Балтийской не тронут) и существующей железной дорогой. Поэтому во время строительства придется частично перекрыть движение поездов по ветке МЖД. Полностью тоннель от Алабяна до Большой Академической улицы будет закончен в конце 2010 года, и транспорт пойдет по трем полосам в каждом направлении.
Реконструкция Сокола – не только важный объект Ленинградки, но еще и существенный элемент будущего Четвертого транспортного кольца. Пусть и не сразу, но, по расчетам проектировщиков, система тоннелей и развязок на Соколе на 20 процентов снизит интенсивность движения по Ленинградскому проспекту и шоссе.
Пушка и остальные точки
ГЗР дважды писала о проекте реконструкции подземного пространства Пушкинской площади. Концепция менялась, мы реагировали. Очередной проект решения узла на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров представят горожанам для обсуждения в ноябре. Градоначальники решили показать предложения архитекторов и «посоветоваться с людьми». Напомним, в рамках того же проекта «Большая Ленинградка» (а он подразумевает создание бессветофорной трассы от Кремля до МКАД) под Пушкинской площадью планируется организовать сквозное движение, а также паркинг и рекреационную зону. Первоначально, как вы помните, речь шла только о прокладке тоннеля, который соединил бы Страстной и Тверской бульвары и тем самым обеспечил трафик на Садовом и Тверской. Затем в планах стали фигурировать торгово-развлекательный комплекс и парковка на тысячу мест. Теперь торгового центра здесь все-таки не будет, он изъят из проекта – властям не удалось найти общий язык с инвесторами. Коммерсанты хотят увеличить торговые площади на Пушкинской, а градоначальники их уменьшают. К тому же против строительства очередного торгового центра в исторической зоне сильно возражали общественные организации. Владимир Ресин заверил: «Там ничего под землей не будет того, против чего возражали жители. А будут там стоянки, будут другие такие помещения, которые с торговлей не связаны».
Сейчас на площади проводятся археологические раскопки (здесь много культурных слоев – фундаменты Земляного города, стены Белого города, Тверской башни, церкви Дмитрия Солунского, фундамент древних кварталов в Новопушкинском сквере). Москомнаследию вроде уже не о чем беспокоиться. Хотя не секрет, что сегодня рассматривается вопрос о создании под Пушкой молодежной зоны с катком. Неизвестно еще, что опаснее…
На площади Тверской Заставы (у Белорусского вокзала) таких дилемм нет: «Здесь будет развязка, связанная с Большой Ленинградкой, многоярусный подземный паркинг на 760 машин, а также досуговый комплекс». Все понятно и просто. Осталось найти деньги и построить. Тверская Застава обойдется городу в 56 млн. рублей.
Кстати о деньгах
Их на супермегапроект большой дороги требуется немыслимое количество. В прессе даже назывались конкретные цифры: говорят, в 2010 году на Ленинградку бросят 18 млрд. 144 млн. руб. (для сравнения: на возведение всех дорог в Москве в следующем году планируется потратить 37 млрд. 986 млн. руб.). Из всех денег, предназначенных для трассы «от Кремля до канала», 16 млрд. 79 млн. уйдет на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, а еще 1 млрд. 133 млн. – на реконструкцию моста через канал имени Москвы (к слову, новый мост здесь будет построен уже к концу этого года). Строительство развязки на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Серегина и подъездной дорогой с Ходынского поля потянет еще на 902 млн. руб. Конечно, суммы гигантские, но в мэрии не раз говорили, что этот проект имеет федеральное значение, а потому надеялись на поддержку центра. Между тем в правительстве РФ посоветовали столице изыскивать средства на эту трассу самостоятельно, а как возможный путь решения вопроса назвали увеличение ставки транспортного налога…
Видимо, такова наша плата за удвоение пропускной способности московского отрезка Ленинградского шоссе.