Возвращение итальянцев в Россию
Но эти славные события – в прошлом; последние годы ФИАТ стремительно терял свою долю рынка даже у себя на родине, а продажи в России трех брендов, входящих в концерн (ФИАТ, «Альфа-Ромео», «Лянча»), за прошлый год составили всего 168 штук – в три раза меньше, чем никому не известной китайской фирмы «КсинКай»! Сегодня название одной из старейших в мире марки особых чувств у россиян не вызывает. Ее просто стали забывать.
И вот, оказывается, можно ожидать очередного явления итальянцев в России. На этот раз благодаря усилиям российской компании «Северсталь-Авто».
МЕТАЛЛУРГИ ШАГАЮТ В АВТОПРОМ
Все началось в 2000 году, когда металлургический гигант «Северсталь» неожиданно приобрел акции сначала Ульяновского автозавода, а затем еще и Заволжского моторного. Весной 2002 года эти акции были переданы в уставный капитал дочерней компании «Северсталь-Авто». Она стала для двух заводов управляющей, ей сейчас принадлежит 66% уставного капитала УАЗа и 75% ЗМЗ. В результате ЗМЗ удалось вывести на безубыточную работу, а на УАЗе выпустить новые модели – «Хантер» и «Патриот» (правда, завод пока остается убыточным).
Этого металлургам оказалось мало, и в июне 2005-го «Северсталь-Авто» купил 99,6% акций ОАО «ЗМА» (бывший завод малолитражных автомобилей КамАЗа, где собирали львиную долю VAZ 1111 «Ока»). Производственная площадка в Набережных Челнах была выбрана «как наиболее эффективное решение с точки зрения инвестиционных затрат», и в конце того же года с местного конвейера сошли первые лицензионные вседорожники «Саньён-Рекстон». Этим, как известно, дело не кончилось. С начала 2007-го на мощностях ЗМА разворачивается производство двух моделей ФИАТа.
Первая – это «Албеа»: четырехдверный седан с двигателем 1,4 литра (76 л.с.) и механической коробкой передач, вторая «Палио» – пятидверный хэтчбек с теми же двигателем и коробкой. Несколько лет назад его продвигали на нашем рынке, но не слишком успешно. С тех пор автомобиль пережил фейслифтинг под руководством маэстро Джуджаро.
По мнению руководителей «Северсталь-Авто», обе машины «попадают в самый динамично растущий сегмент В автомобильного рынка и имеют все шансы побороться за его заметную долю». Помимо этих моделей, на конвейер, видимо, встанет и грузопассажирский фургон «ФИАТ-Добло». Общий объем инвестиций в организацию здесь производства 30–40 тыс. автомобилей ФИАТ в год «Северсталь» оценивает в 17,9 млн. долл.
Изначально можно было полагать, что металлурги, покупая ЗМА, не намерены ограничиться только сборкой там вседорожников «Рекстон» (объем продаж пока вряд ли превысит 1000 штук в год), а будут искать для производства недорогой легковой автомобиль. Но почему выбор пал далеко не на самых популярных у нас «итальянцев»?
– Главная причина – у них есть успешный опыт организации сборочных проектов в третьих странах, – объясняет глава «Северсталь-Авто» Вадим Швецов. – Таких компаний в мире не так уж много. Кроме того, нужно было предложить для России современный, качественный и недорогой продукт. Словом, так мы с ФИАТом и пришли друг к другу – он тоже искал партнера у нас в стране.
При этом россиян не останавливает то, что итальянский автопроизводитель находится в очень непростом экономическом положении.
– Наш бизнес построен так, что мы работаем не напрямую с компанией ФИАТ, а с ее очень успешным турецким СП – одним из самых сильных предприятий в своей стране, – говорит В.Швецов. – Именно эта фирма и будет организовывать для нас поставки. С учетом того, что практически все компоненты для сборки локализованы в Турции, можно считать, что мы защищены от всех потрясений, которые могли бы коснуться «материнской» компании. Хотя, как говорят цифры, сам ФИАТ постепенно выходит из кризиса и недавно предложил для Европы новые, современные, конкурентоспособные модели.
ПРЕДВЕСТНИКИ ПЕРЕМЕН
Одна из таких довольно успешных моделей – «Гранде Пунто» была представлена на прошедшей недавно в Москве итальянской выставке «Миф и скорость». Обновленную в ателье «ИталДизайн» модель начнут продавать в России уже с мая. Нашим покупателям предложат трех- или пятидверные хэтчбеки с двигателями 1,2 (65 л.с.) или 1,4 л (77 л.с.). Коробка передач – пока только механическая. Автомобили основательно оснащены уже в базе – полный электропакет, АBS, две подушки безопасности, электроусилитель руля и т.д., но и цена «недетская» – от 14 999 долл. Кроме того, «Северсталь-Авто» собирается продавать по прямому импорту еще семь моделей концерна – Panda, Albea, Idea, Stilo, Croma, Doblo и Ducato. Цена на самую «бюджетную» Albea (1,4 л, 76 л.с.) начинается с 11 999 долл. План на этот год – реализовать не менее 2000 автомобилей ФИАТ через собственную дилерскую сеть… которой пока что нет. Но, как уверяют в российском холдинге, уже к концу 2006 года она будет включать 20 современных центров, а в 2008-м число автосалонов и сервисов возрастет до пятидесяти.
За это время для многих забытый у нас бренд ФИАТ должен получить мощный импульс: в ближайшие три года в продвижение этой марки в России «Северсталь-Авто» собирается вложить 12 млн. долл., чтобы, как сказано, «увеличить лояльность к нему потребителей». Но главный козырь в борьбе за покупателя – невысокая цена за достаточно привлекательный автомобиль: планируется базовый «Палио» российской сборки продавать по цене 9,5 тыс. долл., а седан «Албеа» (на него – главная ставка!) – от 10 тыс. Тогда эти машины смогут конкурировать с собранными в Москве «рено-логан», украинскими «шевроле-ланос» и вазовскими «калинами». Что же – посмотрим, за кого проголосуют наши автолюбители…