Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Осторожно, шлагбаум опускается!

Похоже, в ближайшие годы все основные федеральные дороги станут платными. Планы правительства на сей счет навели Игоря Моржаретто на невеселые размышления.
Полная версия

БЕЗ ДУБЛЕРОВ

Минэкономразвития предлагает сделать платные федеральные автодороги безальтернативными, то есть не прокладывать бесплатные дублеры! Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещает, что их построят, как того требует закон, но потом – когда в стране на то появятся средства. А пока финансировать развитие транспортной инфраструктуры России поможет именно взимание денег с автомобилистов. Плата за проезд будет, мол, необременительной, поэтому социальных потрясений такое решение не вызовет... Но чем поручится госпожа министр, что не вызовет? Участившиеся демонстрации автомобилистов по другим обоснованным поводам ставят ее утверждение под сомнение. И вообще, что это за мерило экономической целесообразности – вспыхнут или не вспыхнут акции протеста? Будто можно методично ухудшать условия жизни, лишь бы не довести до взрыва. Я-то, наивный, думал, что государство призвано благосостояние граждан улучшать...

Практики создания безальтернативных платных автотрасс нигде в мире нет. Когда писали российский закон об автомобильных дорогах, в качестве образца взяли американский и европейские. Во всех прописана обязательная бесплатная альтернатива. Так что мы рискуем стать первопроходцами по части «иного не дано». Естественно, это в случае, если правительство убедит Госдуму и президента в необходимости изменить закон российский. Тогда, по задумке министерства, бесплатную альтернативу отменят не только для строящихся дорог, но и для реконструируемых. Уже намечены объекты: платными в этом году могут стать около 230 км трассы «Дон», а также «Беларусь». «»Да что вы возмущаетесь? – говорил мне один большой дорожный начальник. – У дороги М4 «Дон» есть ведь бесплатный дублер – М2 «Крым»...«» Хорошенький «дублер»! Эти трассы разделяют сотни километров, а летом дорога Москва – Белгород – Симферополь и так перегружена…

Нетрудно найти, откуда «растут ноги» у министерской идеи. Денег на строительство и содержание дорог выделяется из бюджета все меньше – вот и решили содрать очередную шкуру с автомобилистов.

«АВТОДОР» ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Три года сочиняли и утверждали концепцию «Автодора»: госкомпания призвана совершить прорыв в дорожном строительстве. Задача актуальная, ситуация безрадостная: за год в стране вводится порядка 1 тыс. км новых магистралей, а для поступательного экономического развития страны срочно требуется не меньше 9 тыс. км! Для сравнения: в Китае строительство опорной сети федеральных трасс уже завершено, теперь в стране прокладывают региональные – в год сдают по 7– 8 тыс. км.

Так какие «прорывы» готовится совершить госкомпания? Миллиарды бюджетных рублей планируется освоить... нет, не на строительстве новых, а на ремонте существующих трасс. Между тем, авторитетные в стране эксперты утверждают, что латанием (простите, «реконструкцией») существующей дорожной сети ситуацию не исправить, скоростные магистрали надо строить с нуля, а не провозглашать «автобанами» подправленные шоссе, капитально износившиеся с советских времен. Но смотрите, что дальше. Трассы «Дон» и «Беларусь» компания «Автодор» получит в доверительное управление уже в мае 2009-го и сделает часть участков платными – по рублю за километр (таков предварительный тариф). В 2011-м шлагбаумы должны появиться на М3 «Украина» и М10 «Скандинавия» – самых загруженных шоссе федерального значения. На их содержание, реконструкцию и новое строительство в ближайшие пять лет «Автодор» планирует израсходовать около 1,3 трлн. рублей. И за то же время построить и реконструировать всего 1,4 тыс. км автодорог – менее 300 км ежегодно. Оценили трудовую нагрузку? А кстати, новые участки тоже станут платными?

Собственного опыта «продавать километры» у нас нет, и, по логике, составители нашенской концепции должны бы обратиться к сторонней практике. Так ведь в развитом зарубежье доля платных дорог – около 3% протяженности сети. Например, в США из 6,7 млн. км национальной дорожной сети всего 7,4 тыс. км платных. Ездить по ним неразорительно, и у каждой есть бесплатный путь-дублер... «»Интересно, когда и где у нас собирается строить хайвеи «Автодор»? Во всяком случае, я об этом ничего не знаю«», – сказал Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. А еще ученый провел расчеты: при запланированных госкомпанией расценках на строительство она никогда не сможет окупить затраты, а значит, – и гадать нечего – будет просить все новые средства из бюджета. «Даже при тарифе 3–4 рубля за километр сроки окупаемости платных автострад невозможно спрогнозировать, – уверен Блинкин. – Да и много ли желающих свернет на такие дороги при подобном прейскуранте?» Ведь за проезд через 11 платных участков от Москвы до Новороссийска придется отдать больше 1 тыс. руб.!

Но, поскольку других схем проезда не будет, то найдутся поневоле желающие. И еще: не исключаю, через год-другой у шлагбаума с нас попросят уже по пятерке за кэмэ. Это оптимистичный прогноз.

А если финансы поискать не в карманах автограждан? По данным организации «Движение автомобилистов России», из налогов автовладельцев собственно на дороги сейчас расходуется около 9%, остальные деньги идут на очень важные, без сомнения, цели – пенсии, зарплаты бюджетникам, неотложные нужды... Да мало ли на что еще! Но при чем здесь целевые налоги?! Может, разумнее перераспределить средства от транспортных налогов в пользу автострад, чтобы не плодить новые поборы? Эта мысль витает в воздухе – не зря же возобновились разговоры о необходимости возродить дорожные фонды, в которые стекались бы все профильные деньги (и соответственно расходовались). Напомню, это предложение поддержал президент России Д. Медведев.

Подпишитесь на «За рулем» в

26.02.2010
Поделиться: