Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Интервенция

Интервенция
Полная версия

ВПЕРЕДИ ИМПОРТ

Всего в России за 2005 год (с учетом произведенных в РФ) реализовано 606 692 новые иномарки. При этом десять компаний-лидеров продали машин больше, чем годом ранее все западные автопроизводители вместе взятые. Скачок продаж эксперты объясняют ростом покупательской способности населения, расширением кредитных программ со снижением ставок по кредитам и наращиванием производства иностранных машин в России. В целом продажи всех легковых автомобилей, по данным PricewaterhouseCoopers (PWC), увеличились в стране на 7%, а в долларовом выражении – на 22%. Объем продаж превысил 1,7 млн. штук и достиг $22 млрд. (три года назад на покупку легковых машин было потрачено вдвое меньше – $10,7 млрд.). Тем не менее партнер PWC Стенли Рут считает, что рост автомобильного рынка в России замедляется, хотя он и остается одним из самых динамичных в мире.

По-прежнему наиболее интенсивно рынок насыщается импортом новых машин (46%). А вот продажи иномарок российского производства, по данным того же PWC, увеличились лишь на 15% (примерно до 150 тыс. штук). Ввоз подержанных авто остался прежним – на уровне 320 тысяч, но вырос в ценовом значении на 14%. Сказалось повышение пошлин. По мнению Стенли Рута, уже с этого года импорт подержанных автомобилей ослабеет вследствие притока машин с внутреннего рынка, купленных в России новыми.

Отечественный автопром произвел за это время на 5% меньше легковых, чем годом ранее (примерно 840 тыс.), и, по мнению Валерия Тараканова, генерального менеджера по стратегическому маркетингу группы «Рольф», падение продолжится и дальше. Цены же на них при этом выросли на 11%, тогда как средняя цена на импортный автомобиль снизилась на 7% (увеличился ввоз более дешевых моделей) и составляет теперь $25 000.

«БЮДЖЕТНИКИ» НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ

Лидер рынка среди иностранных производителей – «Хёндэ». Автомобили этой марки, считают российские покупатели, одни из лучших по соотношению качества и цены. Заветный рубеж в 100 тыс. проданных авто вслед за «Хёндэ» в этом году, по всей видимости, преодолеет и «Форд» (его план – 102 тыс. машин, из которых 60 тыс. произведут во Всеволожске). Американская компания таким образом обгонит свою соперницу «Тойоту», чей завод в России заработает лишь в 2008 году.

Среди лидирующих и компания «Мицубиси». На европейском рынке она выглядит весьма скромно, а ее высокие позиции в российском рейтинге во многом определяет дилер – группа компаний «Рольф», которую называют самой динамичной на отечественном авторынке (19% продаж новых авто, оборот $2,3 млрд.). «Рольф» успешно продает «Хёндэ», «Форд», «Мазду» и «Ауди», а в этом году добавит к ним «Мерседес» и «Пежо». Самый высокий прирост в продажах продолжает демонстрировать «Мазда» (147%): ажиотаж вокруг марки и новые модные модели играют ей на руку. Как, впрочем, и падение спроса в Европе, что позволило снять напряженность на других рынках, в частности российском. При этом «Мазда» позиционирует свои авто в бюджетном премиум-сегменте. Заметно ближе автомобилистам становится «Рено» благодаря московским «логанам» и веерному обновлению моделей. Начались уже поставки в Россию «лучшего автомобиля 2006 года» – «Рено Клио».

Лидер в классе премиум – БМВ. У нас самый покупаемый «бимер» – «пятерка», а не «трешка», как во всем мире. На пятки баварцам наступает «Ауди», наибольшим спросом пользуется А6. «Мерседес» лидирует среди представительских автомобилей.

Если говорить о рынке в целом, то почти все производители сохранили за собой достигнутые прежде рубежи и теперь лишь наращивают объемы сбыта. Сдвиги, по мнению экспертов, будут происходить только при изменении «статуса» марки – появлении в ее активе российской продукции. Пока же отечественные производители иностранных брендов занимают на рынке легковых машин менее 9%.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Сходит на нет популярность узбекской «Нексии», долгое время остававшейся хитом продаж: за $9000 теперь можно приобрести более современный и комфортабельный автомобиль. «Северсталь-Авто» обещает создать в стране два десятка дилерских центров ФИАТа и к концу года открыть в Набережных Челнах производство седана «Албеа» и хэтчбека «Палио». Но планы продаж на этот год пока скромные – около двух тысяч «ФИАТ-Гранде Пунто», «Албеа» и «Добло», хотя и это в 13 раз больше, чем продается сейчас. Среди премиум-брендов аутсайдеры «Кадиллак» и СААБ. Американцы пока не раскачались, а шведы, похоже, полностью отдали себя во власть «Джи-Эм».

Самым покупаемым иностранным автомобилем стал «Форд Фокус» (вместе с УПВ на его базе – C-Max). Опережает только «Шевроле Нива», но она все же по сути – отечественная модель. Владельцами новых «фокусов» в 2005 году стали почти 40 тыс. человек, а в листе ожидания, как сообщили «За рулем» в представительстве компании, еще 25 тыс. желающих. Вплотную к десятке самых покупаемых подобрался «Фольксваген». Пуск завода в России в 2008 году должен упрочить позицию марки, которая остается одной из самых популярных в Европе.

КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ

Полных данных по продажам китайских машин в России нет. Однако PWC оценивает прошлогодний объем их реализации в 10 тыс. шт. Лидеры – «Грейт Уолл» (4070 шт.) и пикап «Грейт Уолл Дир G3». Продажей и обслуживанием автомобилей из Китая занялись около 150 дилеров в 80 городах – начало впечатляет. Ожидается, что в этом году китайские машины по-настоящему заявят о себе и составят конкуренцию прежде всего отечественным автомобилям. Модели трех китайских брендов – «Чери», «Чжонксин» и «Дади Шаттл» уже собирают в России. В этом году к ним добавятся «Джелли», FAW и другие. Импортеры обещают продавать по 20 тыс. машин разных брендов – минимум 100 тыс. в 2006 году. Если это случится, то мы станем свидетелями революции на рынке.

Заметим попутно, что на долю чисто российских моделей сегодня приходится менее 58% рынка, большую часть которого занимает ВАЗ. В 2005 году он продал 721,5 тыс. машин – на 5% больше, чем годом ранее. ГАЗ реализовал 55 тыс. «волг», а ИЖ – 57 676 различных авто. Вазовские машины остаются самыми массовыми в стране (более 40% рынка), но «Калина», вопреки ожиданиям, бой иномаркам пока не дала и, судя по всему, не даст. Слишком сильна конкуренция импортных брендов нижнего ценового сегмента, а с приходом китайцев задача еще больше усложнится.

ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

По прогнозам экспертов, в этом году продажи новых иномарок и отечественных машин сравняются. Дилеры зарубежных компаний реализуют в России около 840 тыс. новых машин, но в следующие четыре года их продажи, по некоторым оценкам, увеличатся на 29%, в то время как изготовленных на нашей территории – на 260%. Хенрик Нензен, исполнительный директор комитета автопроизводителей – АКБ, считает, что в 2006-м будет продано не менее 790 тыс. новых иностранных машин. Но и это больше, чем потенциал ВАЗа.

Впрочем, российский рынок современных авто остается по-прежнему одним из самых малообъемных в Европе и до насыщения его еще далеко. Все производители продают у нас на порядок меньше своих авто, чем в других странах, включая рынки Восточной Европы и Азии. Отсюда квотирование и снабжение по остаточному принципу. И все же их штаб-квартиры становятся сговорчивее. По словам Нензена, в прошедшем году ни у одного автопроизводителя не было перебоев с поставками машин в Россию.

В этом году не ожидается резких колебаний рынка: курс доллара будет плавать в пределах 1,2–1,3 по отношению к евро, цена на нефть не опустится ниже $45 за баррель, а стоимость бензина АИ-92 к концу года составит 20–21 руб. за литр. Сохранится прежним (25%) и импортный тариф. Для рынка иномарок условия благоприятные.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2006
Поделиться: