Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Второе китайское предупреждение

Второе китайское предупреждение
Полная версия

Пусть не такие современные, как японские или корейские, но в любом случае куда более привлекательные, чем российские! И, главное, недорогие. Между тем путь китайских авто на российский рынок оказался не таким-то легким.

Да, за прошлый год все компании из КНР без массированной рекламной поддержки продали в России более 6 тыс. легковых автомобилей и, начав практически с нуля, захватили сразу 1% рынка. Но пока машины из Поднебесной сумели обозначиться только в одном из сегментов рынка – пикапов и дешевых вседорожников. В остальных их присутствие даже не ощущается. Словом, китайцам придется приложить немало сил, чтобы занять свое место под российским солнцем. Впрочем, они зарекомендовали себя как гибкие менеджеры.

СВЕРНУТЬ ПРОИЗВОДСТВО!

В начале 2006 года продажи китайских автомобилей в России упали примерно на 50%. Дилеры объясняют спад сезонным характером и полагают, что весной продажи вернутся на обычный уровень. Но есть другая точка зрения – спад имеет долгосрочный характер. Некоторые эксперты считают, что качество «китайцев» при ближайшем рассмотрении оказалось ниже ожидаемого, а кроме того, если говорить о легковых машинах, то по цене они не так сильно отличаются от корейских. При этом нет уверенности, что появится надежная сервисная сеть, да и вообще неясно, как поведут себя эти машины, скажем, после года эксплуатации в наших условиях…

Видимо, такая ситуация с продажами китайских авто, которые в последние три-четыре года активно продвигались на внешние рынки, характерна не только для России. Этой зимой правительство КНР пошло на беспрецедентные в мировой практике меры. Более чем ста автопроизводителям было приказано свернуть производство! Китайская национальная комиссия по реформам и развитию (NDRC) опубликовала список из 144 компаний, которым было предписано до 10 февраля прекратить выпуск автомобилей без права, кстати, продолжать свое присутствие в автомобильной промышленности. Право на жизнь они получали, только если могли убедить комиссию в свой прибыльности.

По словам Чжа Сингуана, главного аналитика консалтинговой корпорации по развитию автомобильной промышленности Китая, «закрыть небольшие заводы необходимо для дальнейшего успешного развития автопрома страны. Будут закрыты те компании, которые не могут поддерживать стабильное производство и удовлетворять спрос, а также те, у кого нет денег на дальнейшие исследования и разработки». Как свидетельствуют итоги прошлого года, страна выпускает примерно на миллион больше автомобилей, чем требует внутренний рынок. Значит, если хочешь работать в условиях перепроизводства, изволь соответствовать новым требованиям. Нечего позорить великий Китай!

КАК ВЫЖИВАЛА «ЛЕТАЮЩАЯ ЛОШАДЬ»

Мне уже приходилось бывать на предприятиях китайского автопрома – больших и не очень. Весной посетил относительно небольшой завод «Тянма Аутомобил Груп» и смог убедиться, насколько непросто выживать сегодня автопроизводителю в Китае. Предприятие расположено в 100 км от Пекина, в провинции Баодин, в центре района Динсинг. По китайским меркам этот населенный пункт настолько мал, что даже не имеет собственного названия, а только общее с районом. В «поселке городского типа» живет чуть больше… 600 тыс. человек!

Провинция Баодин до февральской «чистки» была одной из самых автомобильных: еще недавно здесь работало 36 (!) автосборочных производств. Теперь осталось всего десять. Из них в России более всего известны названия двух: «Грейт Уолл» и «Адмирал». «Тянма» – третье по объемам производство. Завод был основан в 1980 году как почтовый ящик № 9506 и выпускал продукцию для ВВС. В 1994 году он был передан местным властям, а в 2002-м стал полностью частным предприятием; 98% акций принадлежит гендиректору, а остальные – менеджерам.

В 2002 году здесь выпускали две модели, сейчас – уже шесть (пикапы, вседорожники, микроавтобусы). На отдельной площадке собирают самосвалы и спецтехнику. С каждым годом расширяют модельный ряд и улучшают качество (это обязательное условие, иначе закроют, не посмотрят, что завод частный!). В этом году должна появиться еще одна модель вседорожника, за разработку которой южно-корейской компании заплатили более 15 млн. долл. Кроме того, в 5,5 млн. долл. обошлось строительство нового цеха и еще миллион пришлось выложить за современную систему контроля качества. Сейчас новый SUV проходит последние испытания, в их числе был и независимый крэш-тест (!). Оценки, по словам китайцев, были достаточно высокие.

Впрочем, это – перспектива. Львиная же доля производства приходится сейчас на пикап «Тянма» («Летающая лошадь»), который продается в ряде стран, в том числе и в России. В этом году у нас продано около 300 пикапов с бензиновым двигателем 2,4 л (лицензия «Мицубиси»). Сейчас российскую сертификацию проходит модель с дизелем 2,8 л (лицензия «Исудзу»). В планах китайской компании – основательно закрепиться на рынке РФ.

– Вместе с российским партнером, компанией «Пекинский джип», мы подготовились к выходу на ваш рынок, – рассказывает Шукай Жоу, генеральный директор и основной акционер предприятия «Тянма Аутомобил Груп». – С каждым автомобилем в Россию мы отправляем бесплатно запчастей на 100 долл. А в Новосибирске создали центральный склад запчастей. Два наших инженера постоянно находятся в вашей стране, обучают специалистов сервисных станций. Мы уже перевели на русский и издали полный комплект литературы по обслуживанию и ремонту наших автомобилей. Задача – создать надежную сервисную сеть для автомобилей «Тянма» в России.

Сорокалетний директор с гордостью показывал свой завод, где работают 1200 человек, новые цеха сварки, окраски, сборки и, между прочим, процитировал старую китайскую пословицу. В вольном переводе на русский она звучит примерно так: «Лучший полководец тот, у кого войска еще не вышли в поход, а продовольствие и боеприпасы уже завезены к месту битвы». Что ж, мысль правильная…

ЗАВТРА БУДЕТ… ЗАВТРА

Объем производства автомобилей в Поднебесной растет стремительно. В 2001 году здесь было продано 2,7 млн. машин, а ныне Национальная ассоциация автопроизводителей (CAIA) сообщила, что Китай «обогнал» Японию по продажам автомобилей и стал вторым самым крупным автомобильным рынком в мире, уступая лишь США. В 2005-м здесь продано более 5,9 млн. машин, а в Японии – 5,8 млн. Доля страны, по тем же данным, на мировом рынке составила 8,7%. По прогнозам CAIA, в этом году в Китае будет реализовано около 6,6 млн. авто. При этом за год объем экспорта из Китая увеличился в 2,3 раза! Здесь и не скрывают, что первоочередная цель – закрепиться на ближайшем, российском рынке.

– С момента выхода китайских автомобилей на наш рынок в 2004 году было много разговоров об их качестве… но оказалось, что в целом оно вполне приемлемое! – считает Геннадий Сиднивец, генеральный директор компании «Пекинский джип» (дистрибьютора нескольких китайских марок в России). – За это время было, видимо, продано около 10 тыс. машин, но при этом неизвестно о каких-то серьезных поломках. Проблема в другом: далеко не все китайские производители были готовы поддерживать гарантийную и сервисную службу на территории РФ. Задачу ограничивали тем, чтобы продать как можно больше машин.

К концу 2005 года все дилеры китайских компаний в России оказались перед одной проблемой – надо строить сервисную сеть, а поддержки со стороны производителей нет. Отношения с некоторыми из них пришлось прервать. Те же из китайцев, кто собрался всерьез работать на нашем рынке, строят свою деятельность уже по-новому. Отдадим должное соседям: они все активнее занимаются обновлением модельного ряда, повышением его качества, безопасности и т.д. Китайцы очень оперативно реагируют на требования покупателей и сразу вносят изменения, отвечающие условиям эксплуатации в той или иной стране. К ним уже пришло понимание того, что только низкой ценой зарубежные рынки не возьмешь. И никак нельзя не считаться с тем, что они всерьез намерены заполучить свою долю на нашем авторынке. Лидировать они могут в секторе пикапов (с них, собственно, и начинали) и коммерческих автомобилей. А в будущем путем создания совместных сборочных предприятий завоевывать свою долю и в других секторах. Уже объявлено о намерении организовать пять таких заводов: на Алтае, в Новосибирске, в Черкесске, Москве и Калининграде.

Если такое произойдет, план продать в России в этом году 50 тысяч автомобилей уже не покажется столь фантастическим. Восточные соседи научились очень быстро приспосабливаться к новым условиям. Нашим бы производителям такое умение…

В ЭТОМ ГОДУ КИТАЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОБИРАЮТСЯ ПРОДАТЬ В РОССИИ 50 ТЫС. АВТОМОБИЛЕЙ И ОТКРЫТЬ ПЯТЬ СБОРОЧНЫХ ЗАВОДОВ.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2006
Поделиться: