Ваз-2116. разбиение младенца
Автомобилю с индексом VAZ 2116 (см. ЗР, 2006, № 5) предстоит преодолеть тернистый путь к серийному производству, многие его узлы пройдут модернизацию, а внешность будет неоднократно меняться. Неизменными останутся только внутренние элементы, определяющие силовую структуру кузова. Читай – безопасность.
Раз так, очевидно, что первенца ждала незавидная участь. А именно крэш-тест, который подтвердит либо опровергнет результаты, полученные компьютерным моделированием. Да-да, пассивной безопасностью новой платформы инженеры ВАЗа озаботились на самой ранней стадии проектирования. По замыслу создателей, новый автомобиль класса С должен выполнять европейские требования, которые вступят в силу в 2010 году.
И вот прототип выкатывают на исходную позицию в лаборатории пассивной безопасности (официально – ОДА ПБ). В багажнике регистрирующая аппаратура, в салоне два «взрослых» манекена на передних сиденьях и два «ребенка» в специальных креслах сзади. Правила игры таковы: автомобиль и его экипаж ждет фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 64,9 км/ч. Так называемый крэш-тест по методике EuroNCAP, имитирующий лобовое столкновение с другим автомобилем.
Разгон, удар, груда разбитого железа. Но прежде чем дать оценку, стоит напомнить – в нашем случае любой результат положительный: чем больше замечаний, тем лучше. Для того и бьют прототипы и образцы из опытных партий, чтобы серийные машины проходили крэш-тест без сучка и задоринки.
Тем примечательней, что первый же тест VAZ 2116 преодолел успешно. Передняя часть кузова погасила удар и сохранила жизненное пространство для пассажиров. Все, в том числе и дети, остались живы. Подушки безопасности отработали как надо, ветровое стекло осталось в проеме, крыша не сложилась, а двери после аварии открыли без применения спецсредств. Предварительная оценка специалистов – 15 баллов по методике EuroNCAP. Хороший показатель.
Подробности и цифры публиковать пока рано, на данной стадии проектирования это информация для служебного пользования. Специалисты проанализируют данные манекенов о перегрузках, оценят деформации кузова и, опираясь на результаты первого крэш-теста, будут готовить к разбиению следующий автомобиль.
В последнее время отечественный автопром предоставляет мало поводов для оптимизма. Но нет правил без исключения, и одно из них перед нами. Еще совсем недавно подобный крэш-тест прошел бы за закрытыми дверями.
А сейчас АВТОВАЗ позволил познакомить с ним потребителя – по сути, обозначил возможность проследить путь модели от первого образца до конвейера. Надеюсь, подобная практика станет началом открытого диалога завода с будущими покупателями, полезная обеим сторонам.