Скоростная спираль: Ограничение 50 км/ч
Какой в этом смысл? – удивляются одни, ведь и так московский транспорт передвигается не быстрее 20 км/ч. Большее превышение скорости над разрешенной – жестче наказание, убеждены другие. Есть ли в этом рациональное зерно, может ли скоростной режим существенно повлиять на безопасность в переполненном машинами мегаполисе?
Вопрос о скорости передвижения по Москве и другим крупным городам России возникает во властных кругах регулярно и периодически. И вызвано это, понятное дело, плачевной статистикой смертности на дорогах. Ведь помимо «скоростных» ДТП больше всего людей гибнет при наездах. И происходят они в основном в больших городах. Зарубежный опыт свидетельствует, что если снизить предельно допустимую скорость даже на 10 км/ч, то у пешеходов будет гораздо больше шансов выжить.
Еще четыре года назад европейцы предлагали России законодательно снизить скорость движения транспорта до 30–50 км/ч. Чиновники из Европейской конференции министров транспорта поясняли, что в нашей стране слишком высокий уровень аварийности, и эта мера поможет сделать шаг к его снижению. Но российские власти были убеждены: законодательно уменьшать скорость ни к чему, а если участок дороги опасный – на нем всегда можно установить соответствующие дорожные знаки. И предлагалось создать так называемые жилые зоны – как, например, в спальных районах, где скорость ограничена 20 км/ч, а преимущество – у пешеходов. Но обустройство таких территорий сопряжено с рядом сложностей. Должны быть искусственные неровности, архитектурные препятствия...
Два года назад, когда страну захлестнул автобум, идея о снижении скорости захватила умы большого числа региональных чиновников. Депутаты парламентов разных субъектов вместо существующих 60 км/ч ратовали за ограничение «максималки» 50 км/ч.
Приводились данные ведущих автомобильных экспертов: 50 км/ч – предельная скорость, при которой в экстренной ситуации водитель способен быстро и адекватно среагировать на обстановку. И, кроме того, ДТП, совершенные на такой скорости, редко приводят к жертвам на дороге. Но все эти инициативы померкли перед другой: многократно повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения. Ожидалось, что водители, опасаясь «материальных потерь», будут самостоятельно следить за скоростным режимом и соблюдением всех правил… Решениями депутатов Госдумы штрафы теперь растут постоянно. Казна и карманы нечистых на руку сотрудников ГАИ пополняются и пополняются. Однако горькая статистика не становится слаще.
Год назад власти Москвы снова предлагали снизить разрешенную скорость движения, пока в центре столицы и до 40 км/ч. Цель – не только снижение аварийности, но и повышение равномерности движения транспорта, а как следствие – сокращение пробок и улучшение трафика. Но фокус не удался. Автомобилей в городе все равно намного больше, чем могут пропустить улицы. ГЗР уже не раз называла это число: чтобы приблизиться хотя бы к европейским нормативам, нужно построить как минимум 400 км дорог. А пока средняя скорость движения по городу на наземном транспорте составляет от 13 до 17 км/ч.
Черепашья скорость с одной стороны и жуткие данные с другой… Нынешним летом министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что за последнее десятилетие на дорогах страны погибло более 300 тыс. человек и свыше 2 млн получили увечья. Настоящая война… В МВД считают, что всему виной большое количество малоопытных водителей, министр даже призвал своих подчиненных, пользующихся служебным транспортом, пересдать экзамены на права…
Тем временем на Западе уже активно используются интеллектуальные светофоры, которые зажигают красный свет, если приближающаяся машина превысила скорость 30 км/ч или когда пешеход собирается перейти дорогу. Тем не менее на днях в Ирландии было принято решение о том, что в центре Дублина нельзя передвигать ся быстрее чем со скоростью 30 км/ч. Подобное ограничение, возможно, введут и в других крупных городах страны. В виде наказания за превышение скорости для водителей предусмотрены два штрафных очка и штраф 80 евро.
В Аргентине вообще принят закон, согласно которому у водителей, превысивших предельно допустимую скорость более чем на 40 км, будут отбираться автомобили.
Мы очень часто хотим какой-то одной мерой решить сложную проблему. Найти панацею, так, чтоб раз и навсегда. Между тем безопасность в нашем мире – это долгая, возможно, нудная и кропотливая работа, требующая не только политической воли и законодательных инициатив, но и простых ежедневных усилий. Нужно строить надземные и подземные переходы, ставить светофоры, которые включаются по желанию пешехода, устанавливать системы видеофиксации, повышать штрафы (как для водителей, так, кстати, и для пешеходов) и, наверное, снижать скорость…
Но это последнее не должно быть единственным.