Хорошо забытое старое
Хотя какое тут изобретение – идея запатентована еще в… 1914 году! И называлась она «расщепленный цикл». Но в то время простота и реализуемость конструкции были куда важнее экономичности и экологии, вот и пылился патент на полке почти век.
Сегодня технология достигла таких высот, что сделать можно практически все, знать бы только, что именно нужно. Разработчики нового мотора предложили развести циклы впуска-сжатия и рабочего хода-выхлопа по… разным цилиндрам, поршни которых объединены общим коленчатым валом. Что это дает? Исчез «холостой оборот» коленчатого вала – сжатие происходит одновременно с выпуском. У конструкторов появляется возможность гибко играть характеристиками. Например, если сделать компрессионный цилиндр больше диаметром, получится аналог наддува. Можно довести степень сжатия хоть до 100:1, увеличив давление на впуске в камеру сгорания до 50 и более атмосфер. Получим мощную турбулентность, которая идеально распылит впрыснутое топливо. Можно сделать ход рабочего поршня больше, тогда улучшится термический КПД благодаря так называемому эффекту Миллера. Можно, наконец, независимо управлять клапанами в обоих цилиндрах в зависимости от режима движения.
Это, однако, не все. Достаточно присоединить к каналу, соединяющему цилиндры, ресивер, как получим пневматический аналог гибридного силового агрегата. При торможении двигателем рабочий цилиндр отключается, а компрессионный накачивает воздух в ресивер. Потом, при разгоне, можно отключить уже компрессионный цилиндр (вот она, экономия энергии!) и воспользоваться запасенным воздухом для работы мотора. Возможны, разумеется, и комбинированные варианты, когда для наполнения рабочего цилиндра используется как запасенный, так и закачиваемый воздух – подобных «инструментов» у двигателистов еще не было! А вот будут ли – покажут ближайшие годы.