Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Эх, докачусь!

Эх, докачусь!
Полная версия

ВЫИГРЫШ В САНТИМЕТРАХ И ЛИТРАХ

Современные бескамерные колеса весьма живучи и медленно теряют давление при проколе, да и дороги становятся лучше, а сервис развивается. Поэтому все больше легковых автомобилей снабжены компактной «докаткой» вместо полноразмерного запасного колеса – это позволяет увеличить объем багажника и выиграть несколько килограммов. В последнее время и вовсе стали оставлять лишь ремкомплект или использовать покрышки, позволяющие ехать при полной потере давления.

Но то общемировые тенденции, а в России предпочтения иные. Следуя им, автомобили с мелкой нишей под «докатку» нередко комплектуют полноценным запасным колесом, выравнивая пол багажника пенопластовыми вкладышами. Таковы, в частности, «фокусы», у которых толщина вкладышей рассчитана на запасное колесо 205/55R16 – в седане 60 мм, а в хэтчбеке и вовсе 130 мм (у универсала ниша глубокая). В итоге объем сокращенных отсеков составляет 404 л у седана и 260 л у хэтчбека. Маловато?

Цена вопроса – 4600 руб., во столько обойдется «докатка» размерности 125/85R16, подобная той, которой комплектуют «Форд Фокус С-max». Она позволит убрать вкладыши и увеличить объем до 464 и 340 л, соответственно.

Впрочем, для хэтчбека возможен и промежуточный вариант, при котором объем составит около 300 л. Дело в том, что ниша здесь по диаметру чуть меньше – большое колесо, упираясь в ее конические стенки, не достает до дна каких-то 10–15 мм. Конструкторский просчет исправили с запасом и уложили в нишу пенопластовое кольцо толщиной 60 мм, доведя выступание колеса над уровнем пола уже до 130 мм. Решение напрашивается само собой – срезать с вкладышей и кольца лишние 45–50 мм. А если положить в запас не надутое или чуть ношенное колесо, стертое на пару-тройку миллиметров, кольцо можно вынуть совсем. Кстати, чтобы колесо не подклинивало в тесной нише, уложите вокруг него полиэтилен в два слоя. С более узким колесом 195/65R15 можно выиграть еще десяток миллиметров, а с нештатным «185-м» и того больше. Недостаток у глубокого багажника один – и в седане, и в хэтчбеке сложенная спинка заднего сиденья образует небольшую ступеньку, что неудобно при перевозке крупногабаритного груза.

ПРОИГРЫШ В МЕТРАХ И КИЛОМЕТРАХ

Глубина протектора «докатки» всего 4 мм, и еще вдвое меньше до метки предельного износа. С учетом давления 4,2 атм, а значит, и более высоких, чем у обычного колеса, нагрузок в пятне контакта ее ресурс не превышает 4–5 тыс. км. Но это не значит, что на «докатке» можно съездить в отпуск – инструкция рекомендует ограничиться поездкой на минимально возможное расстояние со скоростью не выше 80 км/ч. И на то есть причины.

[caption id="attachment_191577" align="aligncenter" width="150" caption="Переход на «докатку» и устранение вкладышей позволит загрузить в седан и эту стопку, добавив к исходным 404 л еще

60 л или 15%.

"]

[/caption]

Живучесть узенького колеса на наших колдобинах намного меньше – это понятно без доказательств. Неожиданным может оказаться поведение автомобиля. С разными шинами на ведущей оси при интенсивном разгоне машину уводит от «докатки», а при торможении – тянет в ее сторону. Усилия на руле сравнительно невелики, всего два-три килограмма, но если водитель к коррекции не готов, автомобиль успевает сместиться на 2–3 м, а руль – повернуться на четверть и даже половину оборота (меньшие отклонения получены со «195-ми» колесами, большие – с «205-ми»).Узкое запасное колесо и блокируется заметно раньше, вынуждая снижать усилие на педали тормоза. Из-за этого у редакционного «Фокуса» при торможении с 80 км/ч результат ухудшился на 1,6 м при установке «докатки» вперед и всего на 0,1 м с запасным колесом сзади – машина без ABS тормозит практически только передними колесами (ЗР, 2005, № 12), оттого замена одного из них наиболее заметна. А вот автомобиль с электронными системами безопасности заметно стабильнее, ведь эффективно тормозят все четыре колеса – ухудшение, соответственно, на 0,8 и 0,6 м. В случае, если запасное колесо заметно отличается от основных по диаметру, разница в тормозном пути будет еще более заметна.

Худшие сцепные возможности и иные уводные характеристики изменили и управляемость автомобиля. На специальном маневре «переставка» («докатка» справа) скорость упала на 3–6 км/ч, что весьма существенно. При этом, если запасное колесо установлено спереди, машина склонна к сильному сносу передней оси, в нашем случае при повороте руля влево. С колесами 205/55R16 проявился еще один неприятный эффект – «прикусывание» усилителя руля. Несмотря на скромные формы запаски, ее установка спереди вызывает резкий скачок усилия при быстром вращении баранки. А вот с «докаткой» сзади машина, наоборот, проваливается в глубокий занос, грозящий перейти во вращение, и лишь серьезная упреждающая коррекция рулем или система ESP способны выправить положение. Впрочем, проходить виражи с визгом шин приходится куда реже, чем разгоняться и тормозить, поэтому лучше все же поставить «докатку» назад.

Хотя инструкция и рекомендует отключать систему стабилизации, она заметно исправляет ситуацию, парируя склонность автомобиля к сносу или заносу, заметно помогая на «переставке». Скорее всего, рекомендации относятся к тому случаю, когда диаметры основных и запасного колеса отличаются достаточно сильно: система ESP может воспринять это как пробуксовку или движение по окружности. В нашем тесте этого не произошло, помощница работала исправно.

Еще один пункт сомнений – возможный перегрев и повышенный износ дифференциала при установке колеса меньшего диаметра на ведущей оси. На самом деле, не так страшен черт, как его рисуют – в нашем случае разница диаметров составила около 20 мм, из-за чего на предельно допустимых 80 км/ч дифференциал совершает один оборот в три секунды – неприятностей можно не опасаться.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Победителя в споре между литрами и километрами каждый определяет самостоятельно, исходя из собственных приоритетов. Однако, если придется ехать на «докатке»:

– ставьте колесо назад;

– соблюдайте ограничение 80 км/ч;

– будьте осторожны при резких маневрах и помните о возросшей склонности автомобиля к заносу;

– если система стабилизации не бунтует – лучше ее не отключать;

– при первой возможности поставьте полноразмерное колесо.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2006
Поделиться: