Дефицит при капитализме
Только за июнь продажи «Фольксвагена» в Европе упали на 2,1% (к аналогичному периоду 2005 года), «Пежо-Ситроен» – на 6,2%, «Форда» – на 3,7%, «Рено» – на 12,5%, «Дженерал моторс» – на 8,3%… Да и у других ведущих игроков рынка дела не намного лучше. Разве что группа ФИАТ показала невиданный прежде рост (+10,1%), да не подкачала японская «Тойота» (+8,3%). Хотя в целом за полугодие объем продаж новых автомобилей в Европе увеличился на 1,3% (по сравнению с тем же периодом 2005 года), специалисты расценивают ситуацию на рынке как тревожную.
Только одна страна – Россия продолжает удивлять умудренных опытом западных аналитиков невиданными темпами роста продаж. За первое полугодие продано свыше 850 тысяч новых автомобилей – на 22% больше, чем за январь-июнь прошлого года! И это еще неполные данные – все китайцы, как сговорившись, снова не раскрыли свою статистику продаж.
Кстати, в этом сезоне очень неплохо поработали все дилеры – и отечественных, и зарубежных марок.
ПЛЮС ОДИН – МИНУС ДЕСЯТЬ
За полгода АВТОВАЗ выпустил 362 581 автомобиль, на 3,1% превысив план. А продал, по данным «АСМ-холдинга», еще больше: 368 374 автомобиля (видимо, часть машин – остатки с прошлого года), что на 9% больше, чем за сравнимый период 2005-го! Перевыполнили план по продажам легковых и на ГАЗе (+2,4%), и на УАЗе (+14%!). А вот дальше… Две российские марки ныне ушли в небытие. В прошлом году прекращен выпуск автомобилей ИЖ, а в нынешнем – микролитражек «Ока». В результате все отечественные автозаводы увеличили рост продаж… на 1%. Очень мало, особенно если учесть огромный неудовлетворенный спрос. А вот объемы реализации автомобилей иностранных марок, собранных в России, выросли заметно – на 39% (до 102 тыс. штук).
Итак, что мы имеем в «сухом остатке»? Несмотря на заметный рост продаж автомобилей «Лада», прежде всего собранных на АВТОВАЗе («РосЛада» из-за нехватки сборочных комплектов сократила производство вдвое, а «ИжАвто», где сняли с конвейера VAZ 2106, – на 30%), традиционные отечественные производители с каждым годом теряют свою долю рынка, причем довольно быстро. В первом полугодии 2004 года она составляла 73,6%, в 2005-м – 61,9%, а ныне – 51,3%. Терять каждый год по 10% рынка непозволительно.
В то же время за первые шесть месяцев этого года средние розничные цены на автомобили «Лада» по России выросли на 7,5%. Вазовская «классика» подорожала на 7,2% (средняя цена – 146,8 тыс. руб.), «самары» – на 6,8% (217,7 тыс. руб.), «десятки» – на 7,7% (261,1 тыс. руб.). Но более других выросла стоимость седанов «Калина» – на 10,7% (261,5 тыс. руб.). В любом случае, за современные модели АВТОВАЗа дилеры сейчас просят больше, чем за иные доступные иномарки – «Нексию», «Логан», «Ланос»…
К 100-ТЫСЯЧНОМУ РУБЕЖУ
Еще одна новость, способная серьезно повлиять на дальнейшее состояние российского рынка, была предсказуема: продажи иномарок в РФ за 6 месяцев 2006 года по сравнению с тем же периодом 2005-го увеличились на 54%! Цифры внушительны не только в относительном, но и в абсолютном значении: продано свыше 415 тысяч легковушек! Повторюсь, здесь не учтены продажи китайских моделей, а еще и «серый» импорт (на его долю, по разным данным, приходится еще около 3% рынка). По-прежнему самыми популярными марками в России остаются «Хёндай» – 47 374 проданных автомобиля, «Шевроле» (включая продукцию СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ») – 44 760 и «Тойота» – 40 839. Замыкают пятерку лидеров «Форд» и «Мицубиси». «Дэу» из Узбекистана хотя и «сползла» во вторую пятерку, но сдавать позиции не собирается: к осени обещает представить обновленную с помощью итальянских инженеров и стилистов «Нексию». Надеются, что косметическая операция поможет ветерану снова подняться на верхние строчки хит-парада продаж…
Две компании, которые пока в конце первой десятки, продемонстрировали рекордные темпы роста: «Рено» (194%) и КИА (186%). Та и другая достигли этого благодаря всего одной модели, которую собирают в России («Логан» и «Спектра»). Причем у КИА есть еще резерв – уже осенью на «ИжАвто» приступят к сборке «Рио», которая вполне может стать бестселлером.
Вообще, по расчетам компании Price WaterhouseCoopers, продажи в денежном исчислении выросли на 14% – до 12,1 млрд. долларов США. Импорт новых автомобилей за тот же период увеличился на 61% – до 6,4 млрд. долларов. А вот ввоз подержанных иномарок снизился на 36% – до 103 тыс. автомобилей (1,4 млрд. долл.). Продажи российских автомобилей компания PWC оценивает в 2,6 млрд. долл.
Второе полугодие обещает быть еще более интригующим, чем первое. Вполне возможно, три – пять компаний-лидеров в этом году сумеют переодолеть психологически важный 100-тысячный рубеж продаж, а число фирм-«десятитысячников» (по итогам года) достигнет двух десятков. К такому современному, новому автопарку нам бы еще и дороги достойные…
По оценкам аналитиков, в ближайшие пять лет спрос на автомобили в России будет и дальше расти; гарантия тому – рост доходов населения и развитие рынка кредитования. Ожидается, что к 2010 году в кредит будет продаваться до 60% автомобилей (сейчас – до 40%). Парк автомобилей к этому времени может превысить отметку в 30 миллионов штук, что на пять миллионов больше, чем сейчас.
«КАЛИНА» – В ДЕФИЦИТЕ!
Честно говоря, писать о десятке российских моделей-лидеров продаж было бы скучно (в ней ничего не меняется годами, если не десятилетиями), не появись среди них «Калина». Симпатичный седан достаточно резко набирает обороты, и сегодня он – главный дефицит у дилеров АВТОВАЗа. Покупатели соглашаются на любой цвет (комплектация пока по-прежнему одна), согласны на предоплату и ожидание в течение нескольких недель, чтобы стать владельцем «Калины». Завидный патриотизм! Говорят, непросто было купить в первом полугодии и некоторые модели «десятого» семейства.
Среди моделей-иностранцев лидирует «Форд Фокус», за ним с небольшим отрывом «Мицубиси Лансер» (единственная импортируемая модель в пятерке лидеров) и «Дэу Нексия». А в спину им дышат еще несколько моделей, собранных в России и СНГ: «Рено Логан», «Шевроле Нива», «Хёндай-Акцент», «Шевроле Ланос». Причем все они (за исключением «Нивы») могли бы продаваться в куда больших объемах, но все упирается в возможности производителя или поставщика.
Увы, на новом витке развития в Россию вернулось понятие «дефицит»: очередь на наиболее популярные модели – от нескольких недель до нескольких месяцев! Более того, по слухам, возродилась профессия дельца, торгующего… местом в очереди на остродефицитный товар! Что ни говори, наши покупатели – люди загадочные; нет чтобы без проблем купить полдюжины недорогих вазовских «пятерок» – они зачем-то готовы год ожидать возможности за те же деньги приобрести какую-нибудь «Хонду-Сивик». А ведь говорили, что россияне ищут что подешевле…