Три педали - много
Впрочем, после нескольких занятий в автошколе кандидаты в водители обычно перестают путаться в нехитром взаимодействии левой ноги и правой руки. Автомобилисты с опытом быстро приспосабливаются и к праворульным машинам, где рычаг под левой рукой. Впрочем, речь сегодня пойдет не о том, насколько удобно переключать передачи в том или ином автомобиле. А о том, насколько это нужно...
Не для всех очевидно, что, нажимая педаль газа в современном автомобиле, мы лишь заявляем о желании ехать быстрее. Что при этом происходит? Управляющая двигателем электроника проанализирует потребность в ускорении, учитывая все факторы - от температуры воздуха до сопротивления движению. И только если при данных условиях мотор не «вывалится» из экологических норм,компьютер даст команду увеличить подачу топлива. Особенно рьяно электроника препятствует разгону с низких оборотов - двигатель попросту не тянет. У журналистской братии появился даже штамп: «задушенный мотор». Кстати, термин по сути верный (электрическая дроссельная заслонка действительно открывается не сразу вслед за педалью). Немного лучше обстоят дела у моторов с непосредственным впрыском бензина и дизелей. Там управление напрямую воздействует на подачу топлива, потому запаздывания значительно меньше.
В итоге имеем: со стороны двигателя - «электронный газ», со стороны трансмиссии - противобуксовочную систему и систему стабилизации. В более сложном случае добавляются еще электронные тормоза («Мерседес-Бенц») и различные системы электронного распределения тягового усилия. Где-то между этими Сциллой и Харибдой располагается водитель... с допотопной муфтой сцепления и механической коробкой передач. При всем уважении к нашим навыкам и опыту, задачу многопараметрической оптимизации человек решает гораздо хуже компьютера. А потому ошибки неизбежны. Результат - повышенный расход топлива, неоптимальный разгон, избыток или недостаток тяги при прохождении поворотов.
Репутацию «механики» поддерживают главным образом простота и... завышенная самооценка водителя, которому все еще кажется, что он действительно управляет автомобилем, при этом отчаянно ругаясь на вмешательство «ненужной» электроники. Для которой, в свою очередь, «лишнее» звено - как раз водитель со своей «палкой-мешалкой»! Отказаться от электроники уже невозможно-нынешние экологические требования предписывают не только ограничения по режимам работы, но и циклические изменения режимов для очистки накопительных фильтров окислов азота и сажевых фильтров дизелей.
В результате водитель современной машины с механической трансмиссией поставлен в роль русского переводчика, вынужденного переводить с китайского на японский. Даже если предположить, что он владеет обоими языками в совершенстве, задача может оказаться непосильной.
Управлять автомобилем просто: одна педаль - чтобы ехать быстрее, другая - чтобы медленнее. Третья - лишняя. Только не надо смотреть на Европу, где спрос на «ручку» определяется в основном инерцией рынка. Зато в США, Японии и Корее машин с механической трансмиссией почти не осталось. Место энтузиастов «ручки» - не на дороге, а на гоночной трассе. Там совсем иные требования...