Техосмотр: Кто на старенького?
Совсем скоро техосмотром транспортных средств займутся новые люди, они будут работать по прайсам, нормочасам и, хочется верить, с заботой о клиенте. Но это будет завтра. А сегодня… Техосмотр. Этого дня с ужасом ждут все водители! Так ли он страшен, выяснял на своем Mitsubishi Lancer корреспондент ГЗР Дмитрий Симонов.
По действующим правилам на технический осмотр новый автомобиль должен предоставляться через три года. Машина возрастом от трех до семи лет осматривается раз в два года и уже на пункте инструментального контроля, авто старше семи лет ждет ежегодная инструменталка. А вот если автомобиль перевозит более восьми пассажиров (не считая самого водителя), то осматривать его надо каждые полгода. Приготовьте себя и автомобиль к встрече с инспектором: помойте машину, колеса и номерной знак, отрегулируйте фары, проверьте работу дворников, ремней безопасности, звукового сигнала, дверных замков, проверьте люфт руля. Напомним: желтые «габариты» и красные поворотники уже при внешнем осмотре запрещают выдавать талончик ТО. Исключение составляют лишь автомобили, снятые с производства.
На старт
Машина моя 2005 года, прошла около 70 тысяч. Новая практически. Но по правилам лежит мне дорога на инструментальный осмотр. Итак, направляюсь на Пункт инструментального контроля № 57, что по адресу Куликовская ул., д. 5. Налоги и сборы оплачиваю прямо на ПТО, воспользовавшись платежным терминалом. Это существенно упрощает процедуру оплаты, избавляя от посещения «Сбербанка».
Занимаю очередь на въезд в зону техосмотра. Очередь небольшая, основной наплыв будет в мае. Ворота открываются, и шесть автомобилей заезжают в бокс: три на первичный осмотр, три на повторный. Вначале инспектор ГИБДД проверяет документы, затем сверяет номера двигателя (за исключением американских, у которых номер двигателя отсутствует), кузова, шасси, госзнаки. И дальше забирает документы для проверки автомобиля по базе и составления реестра осмотра. Если автомобиль оборудован спецсигналами и рекламными надписями – на то должны быть соответствующие разрешения ГИБДД и договоры с рекламной компанией. Представителям собственника необходимо иметь при себе ПТС и доверенность от хозяина. Затем автомобилем занимается один из контролеров Пункта инструментального контроля (ПИК), проверяющий автомобиль на трех постах. Все сотрудники ПТО – специалисты высокой квалификации, имеющие высшее или средне-техническое профильное образование.
Пост № 1
Общий визуальный осмотр автомобиля, на котором проверяется наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, замков дверей, стекол и зеркал заднего вида, тягово-сцепного устройства. Для грузовых автомобилей обязательно наличие противооткатных упоров. Под капотом осматриваются на герметичность все соединения на предмет подтеканий масла, а также крепление аккумуляторной батареи. Регулировки фар проверяются в нулевом положении корректора фар, дальнего и ближнего света. Дальше – указатели поворотов. Проверяется включение ламп заднего хода, тормозов и противотуманных огней.
– Все в порядке? Можно перейти к следующему этапу?
– Пленку тонировки необходимо снять, – говорит мне контролер 1-й категории ПИК Алексей Копьев, производящий визуальный осмотр Lancer. – Светопропускаемость 27%, а должно быть не менее 75. Ни одна из существующих пленок не проходит по ГОСТу. В итоге пришлось снять тонировку. Пленка поддалась легко, и за несколько минут передние боковые стекла стали абсолютно прозрачными.
Пост № 2
Заезжаю на подиум проверки элементов подвески и рулевого управления. Двигатель не глушу, автомобиль ставлю на ручник и нейтральную передачу. Люфт рулевого управления проверяется при работающем двигателе и включает проверку гидроусилителя руля (при его наличии), суммарного люфта в рулевом управлении, зазоров в соединениях деталей, рывков при вращении рулевого колеса. Суммарный люфт рулевого управления, определяемый по свободному ходу рулевого колеса, должен соответствовать стандартам завода-производителя, в случае отсутствия стандартов в документации на автомобиль люфт не должен превышать 10 градусов. Спустившись в смотровую яму, контролер проверяет герметичность системы питания и системы выпуска отработавших газов, состояние топливопроводов, наличие подтеканий масляной, тормозной и системы охлаждения, состояние рамы, крепление карданной передачи, состояние рессор.
Затем меня просят завести двигатель для проверки токсичности выхлопов автомобиля. Для машин выпуска до 1986 года ГОСТ предусматривает проверку только в режиме холостого хода на содержание СО, которое не должно быть выше 4,5%. Машины более поздних лет выпуска проверят на содержание СО и СН в двух режимах – на холостом ходу и при повышенных оборотах – до 2500 об/мин. Показания содержания СО и СН выводятся на экран монитора и распечатываются в диагностической карте. При наличии в вашей машине трехкомпонентного нейтрализатора уровень СО, СН, СО2, О2 измеряется газоанализатором. Если вы все это проверяли на этапе подготовки автомобиля к техосмотру, то не забудьте получить в автосервисе соответствующие документы.
Пост № 3
Тормозную систему проверяют на стенде. Заезжаем передней осью на ролики стенда. Нейтральная передача, ролики раскручиваются, имитируя движение, автомобиль тормозит, на табло появляются результаты: общая удельная тормозная сила и коэффициент неравномерности тормозных сил по оси. Разница между левым и правым колесом по передней оси допускается не более 20%. В салоне при этом в соответствии с ГОСТом должны находиться водитель и пассажир на переднем сиденье. Затем проверяется состояние колес – дисков и шин, давление воздуха и глубина рисунка протектора. Если вы проходите техосмотр зимой и автомобиль на шипованной резине, позаботьтесь о том, чтобы на заднем стекле стоял знак «Шипы», а то могут попросить и заменить резину.
Следующим проверяется электрооборудование салона – щиток приборов, сигнализаторы включения дальнего света, ручного тормоза, аварийной остановки, указателей поворотов, работа звукового сигнала, обогрева и обдува ветрового стекла, стеклоочистителей и стеклоомывателей. А заодно выясняется наличие противосолнечных козырьков, состояние сидений и ремней безопасности.
Наконец-то!
После всех проверок автоматически делается фотография вашего автомобиля в анфас, обязательно чтобы были видны модель и госномер. Данные диагностики распечатываются в виде акта. Еще несколько минут – и уже у инспектора ГИБДД вместе с остальными документами я получил так называемую диагностическую карту осмотра транспортного средства. Если на ПИК обнаружены неисправности, вам дается 20 дней на их устранение. При этом одна только диагностическая карта не дает права эксплуатации транспортного средства – без талона ГТО она не действительна. Повторный осмотр (и только по проблемным параметрам) в течение этих 20 дней бесплатен, но по истечении плата взимается в полном объеме. Если все хорошо, можно получать заветный талон. Техосмотр автомобиля – процедура, которая может отнять много времени и сил. Но что делать, ведь при отсутствии заветного талончика сотрудник автоинспекции имеет полное право снять с машины номера (или выписать постановление о запрете ее использования) и отправить на штрафстоянку. Правда, в моем случае на все про все ушло часа полтора, из которых лишь 20 минут собственно на инструментальный осмотр.
Важно
Сегодня не обязательно проходить техосмотр по месту регистрации автомобиля. Его можно пройти в любом районе Москвы, где вам удобно.
Необходимые документы:
Помните