Sled’ы на снегу
В англоязычных странах снегоход часто называют Sled (от sledge – санки). И до сих пор спорят – что такое настоящий «правильный» снегоход и кто его изобрёл? Мы не будем доказывать, что Россия – родина слонов, и пытаться объять необъятное. Вспомним забытые страницы нашей истории и попробуем выяснить, кто оставил в ней «следы на снегу».
Полная версияРазновидность аэросаней – аэробуер В. Лебедева (1900-е годы). В движителе Адольфа Кегресса гусеница перемещалась за счёт сил трения. «Роллс-Ройс» В.И. Ленина на зиму оборудовали «приборами» Кегресса. Мотоцикл Norton с лыжами устойчивости завода «Дукс». Ленточный ход Куприянова к мотоциклу Harley-Davidson. Ленточный ход Прохоровщикова с маленькими пневматическими колёсами оказался неработоспособен. Первые российские моторные сани были испытаны Сергеем Неждановским в 1916 году. Первые сани Неждановского имели деревянную раму, велосипедные руль и сиденье. Моторчик в 1,5 л.с. разгонял их до 15 км/ч. Особенности движителя Неждановского – опорная лыжа внутри конструкции и «ажурная» гусеница (изображён узел от БА-64з). Мотосани Николая Куприянова (1928 год) по компоновке похожие на современный снегоход. «Фишки» саней Куприянова – крепление гусеницы и расположенный внутри мотор. Так выглядел ровесник саней Куприянова моторный тобогган Карла Элейсона. Аэросани «Север-2» вертолетного КБ Камова (1959 г.) с кузовом «Победы» и авиамотором мощностью 260 л.с. В годы Великой Отечественной войны широко использовались боевые аэросани НКЛ-26 с бронированным щитом и пулеметной установкой. Туполевские аэросани в Москве на Краснокурсантском плацу. Считается, что снегоход Bombardier Ski-Doo SK-60 (1959 г.) стал прототипом всех современных машин. В НАМИ еще до войны испытывали мотосани своей конструкции . Мотосани для эвакуации раненых НАМИ МС-1 конструктора Б.Шишкина (1942 год) с двигателем М-72 внутри гусеницы. Еще одна попытка применить движитель Неждановского. Прототип НАМИ (1963–1964 годы). В предсерийных испытаниях машины прошли около 3000 км по маршруту Хабаровск-Якутск. Первый серийный советский снегоход «Амурец» хабаровского завода «Промсвязь» (1969 г.). Заказчиком первых снегоходов (на фото - НАМИ-095) было Министерство связи СССР. Опытные мотонарты НАМИ-0151 1973 года. Мотонарты «Вираж» из Рубцовска, 1972 год. Первая горьковская машина «Тобогган» (МС-ГПИ-18, 1963 год) заднемоторной схемы. Опытный винтовой вездеход ГПИ, 70-е годы. Лыжно-винтовой снегоход ГПИ-05. В 1972 году выпущена небольшая партия мотонарт ГПИ-15А. Самый «продвинутый» горьковский снегоход ГПИ-1910 (1975 год) разрабатывался для поиска и эвакуации космонавтов. Вариант ГПИ-1910 с жесткой крышей. Подпишитесь на «За рулем» в