Автомобили из Персии
Манучехр МАНТЕГИ
Родился в 1955 году. Закончил тегеранский университет, инженер-электронщик, профессор в области технологий управления и инновационного менеджмента. В 1983–1999 гг. работал в аэрокосмической промышленности, с 1999 года президент и генеральный директор «Иран-Ходро».
– Ваше предприятие начинало с производства зарубежной модели из зарубежных деталей. Насколько сегодня вы чувствуете себя самостоятельным?
– «Ирану-Ходро» уже сорок. В его истории было два этапа. Первые тридцать лет мы полностью работали на иностранных комплектующих. В последнее десятилетие изменили стратегию – предложили зарубежным партнерам сотрудничать в производстве запчастей и в современных технологиях. Началось движение за создание самостоятельной марки. На этом делаем акцент. Наш технологический уровень неуклонно повышается.
Несколько лет назад начали совместную работу с «Пежо» в разработке модели 206 с кузовом седан. На стенде «Пежо» Московского автосалона вы видите результат наших совместных усилий. Мы сотрудничаем также с компанией «Рено» – разрабатываем пикап на базе «Логана». В ходе нашего визита в Россию мы предложили сотрудничество российским автопроизводителям, но нам показалось, что они пока к этому не готовы. Ведем переговоры и с китайскими партнерами, готовы работать с различными компаниями и наращивать присутствие на рынках зарубежных стран.
– Нельзя ли уточнить, в какой форме предлагалось сотрудничество российским производителям?
– Речь о трех аспектах. Во-первых, запчасти. У нас богатый опыт производства качественных запчастей мирового уровня. Во-вторых, совместная работа над грузовыми и коммерческими автомобилями. В России и у нас есть собственное производство, можно было бы объединить усилия. И в-третьих, легковые автомобили.
– Вам стало тесно дома или есть другие причины развития экспорта в Россию и страны Ближнего Востока?
– Да, можно сказать, что мы вышли на новый качественный уровень как по производству, так и по обслуживанию наших автомобилей. В текущем году выпустим 650 тысяч легковых, 4 тысячи автобусов и 25 тысяч грузовиков разных типов. В прошлом году наш оборот составил 7,3 млрд. долларов и 10% продукции было экспортировано. Мы хотели бы увеличить экспорт, при этом речь не просто о количественных показателях, а еще и о повышении качества и гарантийных обязательств.
– Какие модели находятся на конвейере сейчас, какие из них собственные разработки, а какие – совместные?
– Наша собственность – марка «Саманд». Мы развиваем это семейство, и машины «Саманд» уже поставляются в Россию. Совместно с «Пежо» выпускается модель «206 седан», готовимся к совместному запуску с «Рено» автомобилей «Логан». С японской «Сузуки» разрабатываем автомобиль SUV для активного отдыха.
– На каких принципах вы участвуете в проекте «Логан», какие объемы выпуска планируются и для каких рынков?
– Когда мы говорим о «Логане», то подразумеваем, что «Иран-Ходро» будет использовать его платформу. Мы хотим участвовать в разработке моделей на этой платформе. Я уже упомянул о пикапе. На этой же платформе будет создан городской микроавтобус. Планируем производить 150 тысяч седанов «Логан». С пикапами и мини-вэнами годовой объем производства достигнет 250 тысяч, из которых 20% пойдет на экспорт. «Логаны», произведенные в Иране, будут продавать на других рынках через дилерскую сеть «Рено».
– На вашем стенде на Московском салоне выставлен только седан «Саманд». Могут ли вскоре на российском рынке появиться другие модификации?
– Пока будем предлагать седаны в различных комплектациях. С двигателями 1,8; 1,6 и 1,4 литра, работающими на газе, на бензине или на обоих видах топлива. Готовится к производству дизель. Затем к седанам добавится универсал. Но есть и другие проекты.