Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Сон разума

СОН РАЗУМА
Полная версия

Всякой ли сказке суждено стать былью, мы решили выяснить на примере популярной нынче услуги под названием «чип-тюнинг».

ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ

Суть заключается в изменении параметров двигателя путем вмешательства в работу блока управления. Наиболее безобидная схема – установка так называемых бустеров (в просторечии – «обманок»), определенным образом искажающих уровень сигнала того или иного датчика. Нехитрая уловка позволяет заставить блок трудиться у верхней (или, наоборот, нижней) границы допуска, выжимая из мотора все официально разрешенные соки. Правда, прибавка не слишком велика – считанные проценты. К сожалению, даже этого порой хватает, чтобы угробить двигатель, поэтому гарантий от исполнителя вы вряд ли дождетесь.

Остальные варианты чип-тюнинга связаны с ПЗУ (постоянным запоминающим устройством), где хранятся таблицы изменяемых параметров и алгоритм их взаимодействия. Прежде эту микросхему заменяли на новую, нынче предпочитают перепрограммировать существующую. Внешне все очень просто – подключив программатор, спец загружает в память заранее заготовленные прошивки. Большого ума это дело не требует – достаточно нажимать нужные кнопки. Впрочем, свободно гуляющие в интернете версии тоже не могут похвастаться ни интеллектуальностью, ни новизной. За приемлемый продукт потребуют денег – в отрасли кормятся и талантливые одиночки, и целые коллективы. Но и они не всегда ведают, что творят, так как не владеют главным секретом – программой блока управления, которую производители хранят в строжайшем секрете. Посему доморощенные версии, не приведшие к разрушению двигателя, признаются успешными и вовсю предлагаются страждущим.

ПЕРЕЕСТЬ ИЛИ НЕДОСПАТЬ

Чаще всего потребитель желает поднять мощность мотора – ничто так не тешит драйверское самолюбие, как выигранная светофорная гонка! Благо резервы лежат на поверхности: стоит лишь наплевать на нормы токсичности, и от 7 до 12% избыточной мощности у тебя в кармане. И делать почти ничего не требуется – лишь чуть обогатить смесь. Правда, при этом вырастет и расход топлива, но за удовольствие принято платить. Увы, сумма может оказаться куда больше расчетной. Во-первых, так можно перегреть и спалить нейтрализатор, а во-вторых, не все двигатели безболезненно переваривают богатую смесь – «Ситроен С2», например, куда лучше работает на бедной. А уж как «усовершенствованный» мотор поведет себя на неустановившихся режимах, можно только догадываться – «золотого ключика» (того самого алгоритма взаимодействия параметров) у настройщика нет!

К еще более печальным последствиям приводят попытки добиться сверхэкономичности. Проблема в том, что характеристики двигателя – составная часть активной безопасности. Представляете, что может произойти, когда недокормленный автомобиль скиснет при обгоне?

Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Разочаровавшись в бытовом чип-тюнинге, обращаются к истинным профессионалам. Понятно, что отыскать их проще всего среди спортсменов. С серийными блоками управления здесь никто не работает, поскольку не собирается взламывать чужую интеллектуальную собственность. Действуют по-иному – покупают блоки у непрофильных производителей! Удовольствие дорогое, зато вместе с «железом» в комплект входит и полный пакет программного обеспечения. По сути, это еще полуфабрикат, в который специалист закладывает нужные параметры. Главное, что в любой момент их легко скорректировать – имея под рукой алгоритм, программист без труда оценит влияние изменения на работу системы. Но даже этого недостаточно – все калибровки необходимо привязывать к конкретному двигателю, ведь индивидуальный разброс параметров весьма велик (скажем, допуск на расход топлива через форсунку достигает 5%!). Поэтому чистовую отладку проводят на стенде. Можно работать и на дороге, но тогда комплект измерительной аппаратуры придется перенести в автомобиль. Итоги, как правило, впечатляют (с обычного вазовского мотора снимают чуть не 200 л.с.), однако ресурс двигателя катастрофически сокращается, а расход топлива столь же резко растет. Впрочем, приписывать достижение только чип-тюнингу несправедливо – ощутимый эффект здесь дает комплекс мер, включающий установку «горбатых» распредвалов, увеличение степени сжатия и т.д. Нужны ли столь радикальные переделки частнику – решайте сами.

СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ

Мастерских, готовых довести до ума редакционную «десятку», в Москве оказалось более чем достаточно. Пообщавшись, мы разделили их на три условные категории. В первой обитают представители «чистого» бизнеса, чья цель – выудить из доверчивого клиента как можно больше денег. Здесь обещают улучшить все, что возможно, а остальное – оптимизировать. Технический уровень характеризует диалог:

– Чип-тюнинг дает увеличение крутящего момента двигателя!

– А прирост мощности?

– А зачем? Хватит момента!

Нередко тут же скручивают электронные одометры, прикрываясь девизом: за ваши деньги – все, что угодно.

Вторые стараются инициативы не проявлять, следуя пожеланиям клиента. Хотите чип-тюнинг – сделаем! А что выйдет не так, не обессудьте – сами напросились! Устная реклама гарантирует полную идентичность эффекта и вложенных средств: потраченные 1500 рублей обернутся адекватными (?) ощущениями.

Третьи (а их оказалось немало!) честно предупреждают: перепрограммирование блока мало что дает – и предлагают несколько вариантов комплексных мероприятий (доработка впуска-выпуска, замена распредвалов и т.д.). Но это, сами понимаете, уже другая тема...

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Чип-тюнинг стандартного блока в большинстве случаев незаконен, так как базируется на несанкционированном использовании чужой информации.

Даже самый умеренный чип-тюнинг лишает вас заводской гарантии. Вычислить доработанный блок легко по так называемой контрольной сумме.

Не зная алгоритма работы системы, невозможно предсказать взаимовлияние всех параметров: улучшая одно, недолго угробить другое.

Чистый чип-тюнинг (без комплексной доработки мотора) малоэффективен – прирост показателей ограничен несколькими процентами.

Серьезный специалист обязательно привязывает программу к конкретному автомобилю, поскольку серийные моторы славятся значительным разбросом параметров.

Мораль, на наш взгляд, такова: бытовой чип-тюнинг принесет лишь моральное удовлетворение. И то, если повезет. Хочется большего – покупайте новый автомобиль или записывайтесь в спортсмены!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.11.2006
Поделиться: