В звуковом окружении
Но уже сейчас домашним кинотеатром, где многоканальное звучание поддерживают пять-шесть колонок, никого не удивишь. Все чаще появляются автомобили с системами «окружающего» звучания, установленными штатно – на заводе. Но многие автовладельцы до сих пор полагают, что их ресиверы с четырьмя динамиками дают такой же «окружающий» звук, который так моден в индустрии кино. Тут они заблуждаются.
ОТ ОДНОГО
Собственно технология окружающего звука пришла к нам из кинозала. А там – свои требования и, стало быть, своя история развития.
Чтобы привлечь зрителя, кинематографу со временем потребовалось нечто большее, чем просто большой экран... Закономерно, что к исходу 50-х стало появляться панорамное изображение и стереозвук – сигнал, записанный независимо для левого и правого канала, который позволил «разложить» звук в плоскости. Но парадокс сохранялся и в этом случае: «кинотеатр» должен был давать максимальный эффект присутствия, а широкоэкранное панорамное изображение не лучшим образом сочеталось с «плоским» звуком.
Первым шагом на пути к окружающему звучанию стало добавление «центрального» канала. Речь идет о еще одной колонке, расположенной в центре, которая должна обеспечивать четкие диалоги и вносить лучшую панораму звука. Но простое добавление канала привело бы к необходимости менять всю аппаратуру. Поступили иначе: стереосигнал записывали так, что при помощи декодера из него можно было выделить звук для центрального канала.
Но все равно – это было еще не то звучание, которое дало бы эффект присутствия, объема. Поэтому следующим шагом стало добавление тыловых каналов. В итоге получилось пять колонок вокруг зрителя (левый, правый, левый тыловой, правый тыловой и центральный каналы). Суть та же: специальный стереосигнал раскладывался при помощи декодера на пять каналов.
В 80-х годах подобный стандарт окружающего звука (Surround Sound) вошел в массовую технику под именем Dolby Pro Logic (Dolby – в честь основателя) и применяется до сих пор.
БОЛЬШЕ ЦИФР
Следующий этап развития, безусловно, связан с пришествием цифровых технологий и носителей. Скажем, на DVD используется цифровой принцип хранения звуковой информации. При этом она изначально записана для всех каналов индивидуально. На сегодняшний день самые распространенные декодеры – Dolby Digital и dts (последний отличается меньшей степенью сжатия аудиосигнала).
Часто встречающиеся обозначения, например «5.1», означают количество каналов: 5 – широкополосных и 1 – низкочастотный (попросту – сабвуфер). В последнее время появились новые стандарты, например «6.1» – в них уже используется центральный канал для тыла.
ПЕРЕЕЗД
Технология построения «окружающего» звука в автомобиле схожа с домашней техникой. Нужны источник звука, декодер объемного звучания, усилитель и провода. В зависимости от исполнения DVD-проигрыватель может быть совмещен с декодером или, скажем, усилитель с декодером.
Теперь о нюансах. Чтобы разложить звук в «пять плюс один» канал с помощью внешнего декодера, нужен DVD-проигрыватель или ресивер с цифровым аудиовыходом. Если выход только аналоговый, то «объемное» звучание позволит получить лишь декодер Dolby Pro Logic, работающий с аналоговым стереозвучанием. Но в этом случае неизбежна потеря качества. Декодеры же Dolby Digital и dts работают только с цифровым сигналом. То есть на их входе – один цифровой сигнал, а на выходе – индивидуальные аналоговые сигналы для каждого канала: полный набор 5.1. Дальше дело за их усилением. Все то же, что и с привычным стереосигналом, только каналов усиления больше. Если говорить о декодере как об устройстве, то в нем могут быть одновременно стандарт Dolby Digital и dts. Как и на самом DVD-диске, звук может быть записан в нескольких форматах. Выбор предпочтения – за вами.
Еще один важный момент. Поскольку колонки в автомобиле удалены на разное расстояние от слушателя, то правильно расставить их можно только виртуально, при помощи временных задержек: из более близких колонок звук будет доноситься позже. Такая функция – уже не диковинка и применяется даже в автомобильных ресиверах, дабы «отодвинуть» от водителя самую близкую левую колонку.
Получит ли широкое распространение окружающий звук в автомобиле? Твердо ответить сложно: учитывая серьезные затраты и привязанность системы в первую очередь к фильмам, играм и т.п, а не к музыке, есть некоторые сомнения. К тому же во время движения громкий и натуральный спецэффект может отвлечь водителя. Хотя наверняка найдутся ценители «окружающего» звучания, которые не пойдут на компромиссы – ни дома, ни в автомобиле.