Натуральное хозяйство
ПОДЕШЕВЛЕ ИЛИ ПОБЫСТРЕЕ?
«Автогражданка» строится на принципе возмещения ущерба, а его на полноценный ремонт, как правило, не хватает. Причин две – стоимость запчастей компенсируют с учетом износа, а цену материалов и трудоемкость высчитывают по среднестатистическим данным, ведь единые расценки остались в социалистическом прошлом. Но и за этими кровными надо побегать – собрать бумаги, получить заключение эксперта и (не дай бог!) решение суда. После расплаты страховщик умывает руки – заботы по восстановлению движимости его в данном случае не касаются. Есть закон, будут и клиенты! Поэтому качество ремонта всецело зависит от выбора пострадавшего: повезет – не повезет.
К добровольному страхователю относятся по-иному. Он птица вольная, что не так – мигом перелетит к конкуренту. К его услугам и аварийный комиссар (тот, кто поможет правильно сориентироваться на месте ДТП), и бесплатный эвакуатор. Фактически обладателю полиса КАСКО остается только попасть в аварию – остальное за него сделает страховая компания. Сама она, разумеется, автомобили не чинит, предпочитая заключать договоры с профильными сервисами. Для СТО это подарок судьбы: благодаря стабильным гарантированным заказам «день жестянщика» длится круглый год! Правда, соответствовать удается не всем, ведь страховщик – клиент капризный.
Так, станция должна принять аварийный автомобиль в любое время суток – кому охота платить за простой недешевого эвакуатора! Желательно, чтобы накопительная площадка была внушительного размера – оценка стоимости ремонта и получение запчастей требуют немалого (от нескольких дней до полугода) времени. Виной тому жесткая позиция заказчика. С одной стороны, он категорически против нефирменных деталей – и качество сомнительное, и подгонка по месту нередко занимает уйму времени. С другой – оригинальный логотип стоит дорого, а денежки любят счет. В результате в ход идут изделия от первоисточника, но под его собственным, а не автопроизводителя брендом (скажем, не «Мерседес», а «Бош» и т. д.), что обходится на 15–20% дешевле. Но самое главное требование – современный технический уровень СТО, ведь совершенные технологии требуют куда меньше нормочасов! Мы побывали на одной из «страховых» станций и прошли по технологической цепочке.
СЕКРЕТ ЕЕ МОЛОДОСТИ
Приличная мастерская начинается с мойки. Причем обязательной процедуре подвергают даже сильно битые экземпляры. Резон очевиден – на чистой поверхности лучше видны повреждения, да и в цеха попадает куда меньше грязи. Затем аварийный автомобиль, водруженный на подкатные тележки, везут в дефектовку. Прежде чем разобрать пострадавший участок, мастер сверяется с технологией процесса, хранящейся в компьютерной базе данных, – не зная брода, можно немало дров наломать! Полный список повреждений направляют в отдел снабжения, где определяют стратегию последующего ремонта. Согласовав стоимость и объем со страховой компанией, СТО оформляет заказ на запчасти и, получив их, приступает к восстановлению.
Нарушения геометрии исправляют на стапеле. В «нашем» сервисе рамы устройств замурованы в бетон на уровне пола – схема обеспечивает необходимую жесткость системы и, кроме того, позволяет устанавливать автомобиль прямо с колес. Передвижные силовые башни, снабженные гидроцилиндрами, способны порвать в клочья любую легковушку – усилие на рабочем органе достигает одиннадцати тонн! За тем, чтобы этого не случилось, следит контрольно-измерительная система, состоящая из крепящихся к контрольным точкам мишеней и лазерного излучателя. Дозируя тягу, жестянщик видит результат на экране компьютера в режиме реального времени. Ему остается лишь добиться совмещения двух изображений – эталонного и действительного. Качество, разумеется, зависит от квалификации исполнителя, но быстродействие и удобство – на должной высоте.
Местные повреждения правят по старинке – поддержками, молотками и споттерами (последний – симбиоз точечной сварки и обратного молотка). Вакуумные приспособы тут не жалуют за непредсказуемый результат. Поясним: при ударе лакокрасочное покрытие тянется заодно с металлом, а при правке может слегка отслоиться или дать микротрещины. Если все оставить как есть, результат обязательно вылезет наружу. Поверхности из-под молотка в этом смысле куда надежнее. Для соединения панелей используют контактную сварку, предварительно промазав стык токопроводящим грунтом. Он и процессу не препятствует, и щелевой коррозии противостоит. К алюминиевым деталям нужен особый подход – защитную газовую смесь, например, приобретают в одном из научно-исследовательских институтов. Чистый аргон чересчур капризен – то пережог, то непровар. Пластиковым поверхностям форму возвращают, однако дыры и трещины не заделывают – ненадежно. Вопреки расхожему мнению, пластик не намного дороже металла и покупка новых запчастей отнюдь не разорительна. Устранив все изъяны, кузов собирают вчерне, то есть устанавливают все ранее снятые детали, кроме стекол и арматуры. Делают это для проверки качества ремонта – подгонки деталей, равномерности зазоров и т. д. Затем автомобиль снова разбирают – подготовку поверхностей и окраску проводят по частям, ведь иначе к изнанке детали не подобраться!
Последовательность нанесения защитно-декоративного покрытия нынче выглядит так: шпатлевка (на голый металл слоем не более 1 мм), поронаполнитель, грунт, база (краска), лак. Шлифуют поверхности исключительно насухую, поскольку такая технология дает ряд серьезных преимуществ. Во-первых, сухую пыль легко удалить пылесосом, во-вторых, растет скорость процесса (вода играет роль смазки) и, в-третьих, исключена внутренняя коррозия.
]В современном автосервисе не обходятся без колористов. Разумеется, цвет можно подобрать и по компьютерной программе, но лишь человеческий глаз способен учесть все нюансы. Красят автомобиль в специальной камере при температуре 25°С, сушат там же, но при 60°С. Более высокий порог чреват неприятностями – жара разрушительно действует на пластик. Эти детали вообще капризнее стальных – требуют специальных окрасочных материалов и нередко отличаются по оттенку. Последнее от качества работы не зависит – на такой поверхности тяжело создать электростатическое поле, из-за чего чешуйки «металлика» ложатся как попало. А вот воспроизвести заводскую шагрень можно без труда – надо лишь подобрать давление в краскопульте. Спросом пользуется и аэрография – эксклюзив по-своему защищает от угонов.
Завершают ремонт сборка, обязательные сход-развал и регулировка фар, а также заправка кондиционера. Дополнительный антикор сделают лишь в том случае, если это отмечено в договоре страхования, либо за доплату (обязательный нанесли в процессе восстановления).
Хорошо отремонтированный автомобиль должен полностью восстановить потребительские качества, ведь потерю товарного вида нынче не оплачивают!
Конечно, выбирать способ страхования всякий волен самостоятельно. Но коль дело дойдет до ремонта – присмотритесь, где чинятся по КАСКО. Качество ведь от вида страховки не зависит.
Благодарим ЦЕНТР КУЗОВНОГО РЕМОНТА «ЯНТА СЕРВИС»
за помощь в подготовке материала.