Датчик не соврет
Датчик массового расхода – штука дорогая и крайне ответственная. При его отказе двигатель с системой впрыска может выкидывать такие коленца, что о сколько-нибудь нормальной эксплуатации говорить не приходится: потеря мощности, неустойчивая работа на холостом ходу, перерасход топлива и т.д. Правда, тут есть свой парадокс: если ДМРВ кончился, это довольно легко определить и тогда дело сводится к его замене исправным. А вот где взять исправный – просто купить в магазине и поставить на машину? Не будьте столь наивны. В наше время слова «новый» и «исправный» вовсе не синонимы. Любой товар, пусть и купленный в солидном магазине, надо проверять – это хорошо известно владельцам автосервисов и ремонтных мастерских.
Сегодня есть приборы, позволяющие объективно оценить состояние ДМРВ, не ставя его на машину, – например, тестер расхода воздуха ТРВ-2 от фирмы «А2» в Ульяновске. Он позволяет проверять ДМРВ бензиновых впрысковых двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и ряда других. Прибор не универсален. При выборе нужно учитывать модель автомобиля и тип проверяемого ДМРВ.
Основные функции ТРВ-2 таковы: проверка эксплуатируемого ДМРВ; «прожиг» ДМРВ нитевого типа; контроль массового расхода воздуха, обеспечивающего работу двигателя; электронная калибровка собственных каналов ТРВ-2.
ТРВ-2 не относится к классу измерительных приборов, поскольку состояние проверяемого ДМРВ оценивается лишь методом сравнения его показаний с параметрами эталонного ДМРВ. Это примерно то же, что проверка сомнительного ДМРВ на машине, когда его заменяют заведомо исправным.
К тестеру ТРВ-2 прилагается руководство – книжечка в 52 страницы. Не всякий с ходу осилит, поэтому мы поделимся собственными впечатлениями.
На фото – нечто, похожее на стартовый комплекс в Байконуре, – но не пугайтесь! Тут все просто. На самом верху сооружения проверяемый ДМРВ, в середине эталонный, а ниже вентилятор, создающий в этой трехсекционной трубе поток воздуха, чтобы имитировать работу двигателя. Поскольку поток неразрывен, вы, очевидно, понимаете, что показания обоих ДМРВ в идеальном случае обязаны совпасть. Если не совпадают – проверяемый врет, так как эталонный заранее откалиброван. (Последнее фирма гарантирует.) Параметры того и другого датчика выводятся на дисплей, остается лишь сравнить их. Для этого, не отключая оборудования, просто меняем местами разъемы ДМРВ и следим за изменением показаний. Относительная разница не должна превышать ±5% для новых ДМРВ, а для уже эксплуатируемых ±10%.
Чтобы попрактиковаться в работе с этим тестером, мы проверили семь экземпляров пленочных ДМРВ для разных автомобилей, позаимствованных в сервисе. Набили руку быстро и в конце этих опытов уже тратили на тест каких-то пару минут. Кстати, «талмуд» в полсотни страниц оказался неплохим подспорьем – гораздо хуже иметь дело с неким электронным чудом без подробной инструкции. Изучать методом проб и ошибок – накладно.
Вывод таков: прибор, безусловно, полезен для тех, кто специализируется в ремонте и обслуживании впрысковых моторов. Например, для СТО. А рядовому автомобилисту останется лишь туда обратиться. Кстати, тем, кто привык чинить машину путем замены деталей наугад или «по кругу», спецы помогут немало сэкономить. Ведь компоненты системы впрыска недешевы, особенно сам датчик расхода!