От рассвета – к закату
«Праворульный вопрос» всерьез заинтересовал правительство только в 1997 году (были повышены ввозные пошлины), а в начале 1998-го премьер-министр Черномырдин попытался законодательно ограничить ввоз секонд-хэнда из Японии. Ответом стали многочисленные акции автомобилистов, и правительство этот вопрос отложило.
«ПРАВЫЕ» В ЦИФРАХ
Первого января 2003 года легковой парк страны насчитывал примерно 22,3 млн. автомобилей, из которых праворульных – 1 млн. Это всего 4,8% парка, причем 94% машин прописаны в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В Центральной России лидер – Москва (0,8% парка столицы), в остальных областях и того меньше. При таком раскладе бояться вроде бы нечего. Но ситуация развивается: в течение 2003-го парк страны вырос на 5%, импорт праворульных автомобилей увеличился на 10,7% (более 110 тыс. штук – столько не всякий автозавод выпускает!). И если на Дальнем Востоке прирост составил всего 2,8%, то в Москве – уже 27,6%; в Южном ФО праворульных стало на 38,4% больше!
Власти тут же откликнулись: в 2004 году резко выросли железнодорожные тарифы. Но и эта мера рост импорта не сдержала: в 2004-м на учет поставлено еще более 100 тыс. выходцев из Японии. На фоне роста парка страны на 5,3% праворульные снова прибавили – на 10,9%.
В 2005 году таможенные пошлины поползли вверх из-за иного способа исчисления. Очередные слухи, что правительство готовится запретить машины с правым рулем, вызвали бурную реакцию автомобилистов вплоть до демонстраций, в том числе у Дома правительства в Москве 19 мая. То ли слухи оказались непроверенными, то ли постановление оказалось «сырым», но в свет оно не вышло. Зато поток автомобилей из Японии увеличился – их начали закупать впрок. Ввоз подержанных «японок» в 2005 году почти удвоился, превысив 200 тыс. Если общий парк России вырос на 5,6%, то ряды праворульных – на 17,5%!
Минувший 2006 год впору считать «началом конца». Отныне можно перевезти через границу и поставить на учет только автомобиль, соответствующий экологическим нормам Евро II. Вроде бы нет проблем – в Японии давно действуют более высокие требования. Но на внутреннем рынке Страны восходящего солнца великое множество автомобилей с моторами, которые в Европу и в Россию не экспортируются, а посему формального сертификата Евро II не имеют.
В очередной раз подлил масла в огонь сенатор В. Федоров, который заявил, что занимается разработкой проекта закона «О дорожном движении», где будет ограничен ввоз автомобилей с правым рулем. И снова – обратный результат! Таможни Дальнего Востока просто не в состоянии справиться с потоком подержанных иномарок из Японии! За 11 месяцев 2006-го через Владивосток ввезли 195 316 машин. А ведь еще есть таможенные посты в Находке, Ванино…
ДОЛГО ЛИ ЖДАТЬ ЗАКАТА?
Наверное, нет. Конечно, нельзя в один день «закрыть» рынок, который формировался, развивался и процветал в течение пятнадцати лет. Но жить ему осталось года три-четыре. Тот же г-н Федоров признался, что готовятся самые разные технические регламенты, направленные на ограничение ввоза «японок».
Но если в Центральной России машины с правым рулем сейчас составляют меньше 5%, то быстро заменить три четверти парка в Сибири и на Дальнем Востоке не удастся – ни по экономическим, ни по психологическим соображениям.
Пока государство не может предложить жителям этих регионов адекватный по качеству товар по приемлемым ценам. И хотя запрет праворульных автомобилей в стране с левосторонним движением – шаг вполне логичный, вывести их из эксплуатации одним махом невозможно. Так что все уже ввезенные в страну праворульные машины (а их сегодня около 2 млн.), видимо, окончат свои дни в России.