Созвездие южного полушария
У европейцев марка «Фольксваген» прочно ассоциируется с легковыми автомобилями и развозными грузовичками. Однако есть и другой «Фольксваген» – в Бразилии концерн уже четверть века выпускает автобусы, средние и тяжелые коммерческие автомобили, занимая лидерский 30-процентный сегмент рынка. Современный завод в Рисинде, неподалеку от Рио-де-Жанейро, выпускает 36 тыс. машин в год, из которых часть экспортирует в Аргентину (3,3 тыс.), Мексику (1,2 тыс.), другие страны Центральной и Южной Америки (4,0 тыс.), Африку и на Средний Восток (0,5 тыс.) – всего в 41 страну мира.
Характерная черта машин – сравнительная простота, повышенный запас прочности, доступная цена. В общем, все качества, необходимые для эксплуатации в «третьих странах».
БРАЗИЛЬСКАЯ РОДНЯ
Производственная программа состоит из четырех семейств. «Фольксбус» (Volksbus) – общее название малых, городских и междугородных автобусов, различающихся размерами, вместимостью и компоновкой. Сравнительно легкие грузовики «Деливери» (Delivery) имеют полную массу пять или восемь тонн. К слову, система обозначений и автобусов, и грузовиков проста и понятна: первое число в индексе примерно соответствует полной массе транспортного средства в тоннах, второе – мощности двигателя в лошадиных силах.
Наиболее многочисленное семейство «Уокер» (Worker) – полной массой от 7 до 26 т. Эти автомобили в двух- или трехосном исполнении предназначены для особо тяжелых условий эксплуатации. Любопытно, что в целях удешевления оба грузовых семейства используют одну и ту же кабину, доставшуюся в наследство от европейского бескапотника «Фольксваген-LT» 1975–1996 годов выпуска. Ну а возглавляет немецкую диаспору в Бразилии «Констеллейшн» (Constelletion), дебютировавший чуть больше года назад. В переводе его имя означает созвездие.
НЕ ТОРМОЗИТЕ НА СВЕТОФОРЕ
Новый грузовик создавался, что называется, с нуля, на это потрачено четыре года и $400 млн. Семейство открывают сравнительно легкие двухосные модификации 13-180, 15-180 и 17-250, каждая располагает четырьмя вариантами колесной базы. Они снабжены соответственно дизелями MWM и «Камминс» (Cummins) и механическими коробками передач «Итон» (Eaton). «Средняя» модификация 24-250 имеет колесную формулу 6х2 и три варианта базы.
Топ-модель – магистральный тягач «Констеллейшн Титан Трактор 19-320» (Titan Tractor). Возможная ассоциация с бульдозером неверна, tractor в переводе означает именно тягач. Здесь стоит практически тот же мотор «Камминс» 8,3 л, но форсированный до 320 л.с., в паре с ним работает 16-ступенчатая коробка передач ZF. Основные агрегаты, как и у большинства серьезных грузовиков, тоже от специализированных производителей: мосты «Меритор» (Meritor), сцепление «Закс» (Sachs), тормоза «Вабко» (Wabco).
На автомобили устанавливают короткую «дневную» кабину с низкой крышей или длинную и высокую со спальными местами. Моторы соответствуют действующим в Бразилии нормам Евро III, коробки передач только механические, тормоза барабанные – на пыльных и грязных дорогах они более живучи, чем дисковые. В списке базового оборудования нет ни ABS, ни регулируемой рулевой колонки, ни кондиционера. Вместо последнего бразильские водители часто используют охлаждение водяной испарительной системой. Кроме того, лобовое стекло сравнительно небольшой площади позволяет кабине меньше нагреваться под жарким солнцем. Среди опций есть специфическое устройство – прикрывающая ступеньки «калитка», которая, оказывается, служит не столько для защиты от грязи, сколько от захвата машины налетчиками, например, при остановке на светофоре.
ИЗ БРАЗИЛИИ В ЕВРОПУ
В прошлом году «Фольксваген-Констеллейшн» стал известен любителям автоспорта в Старом Свете – автомобиль был «пейс-траком» чемпионата по трак-рейсингу. Свою нишу бразильские грузовики найдут – весьма вероятно, что в этом году их начнут поставлять в Восточную Европу.