Плечом к плечу
Пока на подиумах автосалонов празднует премьеру очередная новинка, где-то в ее недрах тихо отмечают свой дебют новые узлы и детали, придуманные изготовителями комплектующих. Они не получат кубков и не сорвут аплодисментов, но разве не из суммы частных инноваций складывается новый автомобиль.
В новом дизельном БМВ-Х5 премьеру справила выпускная система фирмы «Бойзен». Разработчикам удалось уйти от привычной схемы, когда нейтрализатор расположен вблизи выпускного коллектора, а фильтр сажи – ближе к глушителю. Оба устройства, предъявляющие разные требования к температуре отработавших газов, смогли разместить в одном корпусе, сэкономив материал и снизив себестоимость – для «Бойзена», массу и занимаемое место – для БМВ.
Новое устройство названо CSF (Catalytic Soot Filter – каталитический сажевый фильтр) и содержит разнесенные на 10 см нейтрализатор с металлической набивкой и фильтр из карбида кремния. Внутренности обоих элементов покрыты платиной, а между ними (в том самом десятисантиметровом зазоре) разместился датчик температуры.
Измерять ее необходимо, потому что накопившуюся в фильтре сажу периодически выжигают, временно обогащая смесь. В это время CSF сильно раскаляется, а ведь он отстоит от некоторых деталей автомобиля на считанные миллиметры. Тут нужны и мощная термоизоляция, и контроль.
Интересно, что новая концепция благотворно сказалась и на уровне шума выхлопа, что позволило обойтись без промежуточного глушителя. И это тоже снизило массу и стоимость всей системы выпуска.
Изготавливают же ее на американском заводе «Бойзен» в Южной Каролине – там, где рождаются и новые «Икс-пятые» для США.