Где сэкономить?ГалереиПутешествуй!ОСАГОЗадать вопросТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГАИКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Выжимать, так изнутри

Выжимать, так изнутри
Полная версия

С развитием электроники в грузовиках прочно обосновались автоматизированные коробки передач. По сути, это обычный механический агрегат, управляемый роботом. Теперь уже не водитель, а компьютер с помощью «рук и ног» перебирает передачи и выжимает сцепление. О последнем процессе и поговорим подробнее.

Итак, педаль в кабине исчезла, а вилку выжимного подшипника по-прежнему двигал пневмоцилиндр (мы ведь о грузовиках!). Он располагался снаружи картера сцепления, занимая добавочное место, но главный минус был в кинематике. Дело в том, что качающаяся на оси вилка неизбежно приводила к появлению не только осевой силы, но и радиальной, стремящейся сместить выжимной подшипник в сторону.

Так у разработчиков ZF Sachs возникла идея ConAct (Concentrial Actuator) – актюатора, объединенного с выжимным подшипником и не требующего вилки в принципе. Говоря упрощенно, это кольцевой пневмоцилиндр, надетый прямо на первичный вал коробки передач, поршень которого непосредственно давит на подшипник. Чтобы контроллер, регулирующий давление воздуха, знал, в каком положении находится сцепление, там же размещен бесконтактный датчик хода поршня.

Получилось компактно, да еще на 20% легче обычной конструкции. Но пусть вас не обманывает кажущаяся простота: необходимо обеспечить герметичность такого кольцевого пневмоцилиндра, работающего в диапазоне температур от -40 до +150°С. Уплотнение должно выдерживать и загрязненный воздух, и осевые колебания двигателя. Пришлось даже разработать особый лак, которым покрыли скользящие поверхности.

Идея, лежавшая на поверхности, потребовала немалых затрат времени и средств. И все ради экономии 40 мм пространства…

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
01.04.2007
Поделиться: