Крестовый поход
Еще несколько лет назад мало кто мог предположить, что марка «Шевроле», известная в России лишь дорогими и прожорливыми вседорожниками, станет одним из лидеров продаж легковых автомобилей. Как и то, что знаменитый крест украсит радиаторную решетку самого что ни на есть отечественного автомобиля – «Нивы». Однако сегодня американо-корейский бренд прочно закрепился на российском рынке – как благодаря импорту, так и за счет местного производства – в Тольятти сделано почти 40% проданных здесь машин.
ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ
Основной резерв продаж «шевроле», как и многих других иностранных брендов, предлагающих авто в ценовом диапазоне $10 000–20 000, – областные центры России. Рынок Москвы и Санкт-Петербурга уже заметно насытился иномарками, а смена бренда для многих пока неактуальна. Поэтому прирост продаж дадут в основном те города, где пока велика доля отечественных машин – их и теснят «новобранцы».
Автомобили российского и украинского производства будут занимать лидирующие позиции, хотя уровень цен на некоторые комплектации (например, «Шевроле-Нива GLX») вряд ли позволит им достичь заметной популярности.
VIVA, NIVA!
Производство «Шевроле-Нивы» стартовало 23 сентября 2002 года. Вначале было немало нареканий на качество автомобиля (особенно в сопоставлении с его ценой). Сегодня огрехов заметно меньше, многие узлы доработаны (см. статью на с. 238), но и машина стала дороже. Впрочем, спрос на нее остается высоким – на складах (в отличие от «Лады») эти «нивы» не застаиваются. С прошлого года часть автомобилей оснащают кондиционером (см. ЗР, 2007, № 3, с. 150), что должно стимулировать спрос. А вот версия с «опелевским» силовым агрегатом вряд ли станет лидером продаж – цена у нее отнюдь не народная.
Янош ЕНДРУСАК, директор по продажам и маркетингу «Шевроле» в России
Для российских покупателей одним из приоритетов при выборе автомобиля стала цена. Но при этом важно, чтобы качество автомобиля, его безопасность, а в последнее время и дизайн были на достойном уровне. «Шевроле» предлагает оптимальное сочетание вышеперечисленных характеристик. Наиболее популярны «Нива», «Ланос» и «Лацетти». На данный момент у нас 92 официальных дилера по всей России. К концу 2007 года их число превысит 110.
В конце года начались продажи «Шевроле-Каптива». Это среднеразмерный кроссовер по приемлемой цене. Для нашего бренда это большое событие: ведь до сих пор мы предлагали либо рамные вседорожники, либо легковые автомобили. Сегмент кроссоверов очень быстро развивается, в том числе и в России.
Дмитрий Якушин, коммерческий директор компании «Трейдинвест»
В настоящее время ощутим серьезный дефицит «Шевроле-Каптива» – из-за новизны модели и ограниченных возможностей локальной сборки в Санкт-Петербурге. Также хорошим спросом пользуются седаны «Авео» и «Лацетти»: ожидать их придется около восьми недель.
Большую часть машин почти всего модельного ряда приобретают физические лица, на втором месте – корпоративные продажи. У юридических лиц, помимо названных моделей, популярны «Трейлблейзер» и «Нива».
Сейчас практически все «шевроле» ликвидны на вторичном рынке. Нет проблем и с текущим обслуживанием. Большая часть запчастей есть на наших складах, однако доставка «эксклюзива» занимает несколько недель. А вот на кузовной ремонт действительно очередь. На мой взгляд, лучший способ решить эту проблему – аккуратнее ездить!
Константин Байшев, директор отдела продаж и маркетинга ЗАО «Джи-Эм–АВТОВАЗ»
На данный момент (март с. г. – ред.) продано 123 автомобиля «Шевроле-Нива GLX». По нашим данным, количество потенциальных покупателей уже почти втрое перекрывает план производства. Снижать цену автомобиля не планируется.
В июне с конвейера сойдет 200-тысячная «Шевроле-Нива»; таким образом, этот автомобиль широко представлен на вторичном рынке. Как и на рынке новых, где 75% продаж приходится на базовую комплектацию L, остальные комплектации распределяются по уменьшению процентной доли продаж следующим образом: LC, GLS и GLC.
Юрий Прохоров, менеджер отдела послепродажного обслуживания ЗАО «Джи-Эм–АВТОВАЗ»
Дилерская сеть ЗАО «Джи-Эм–АВТОВАЗ» насчитывает сейчас 105 дилерских центров, из них 13 в Москве и 7 в Санкт-Петербурге. В восточной части России (территория за Уральским хребтом) работают 24 официальных дилера ЗАО «Джи-Эм–АВТОВАЗ» во всех крупных городах: Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Кургане, Тюмени, Сургуте, Ноябрьске, Нижневартовске, Новом Уренгое, Омске, Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле, Томске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Ситуация с обслуживанием и обеспечением запасными частями в дилерской сети ЗАО «Джи-Эм–АВТОВАЗ» за 2006 год значительно улучшилась. По нашим оценкам, время ожидания очереди на сервис не превышает двух дней. Сегодня 90% номенклатуры запасных частей – в наличии на центральном складе в Тольятти и готово к отгрузке в течение суток. В 2006 году все дилеры получили возможность заказывать запасные части в дилерском портале. Это позволило ускорить получение, обработку, комплектование и отправку заказов.
С самого начала работы наша компания сотрудничает с компанией DHL, что обеспечивает минимальные сроки доставки запасных частей. Сегодня время доставки до самых удаленных дилеров (Владивосток, Благовещенск, Улан-Удэ) не превышает 14 суток. Кроме этого, появилась возможность срочного заказа, по которому запасные части доставляют дилеру за двое суток.
В настоящий момент акционеры предприятия рассматривают возможности увеличения производства, а также запуска новых моделей на СП. План на 2007 год, одобренный советом директоров, – почти 53 тысячи автомобилей. Также одобрена программа изменения внешнего вида «Шевроле-Нивы».