Прогнозы, которые сбываются
Итак, на 1 января 2007 года на учете в России состояло без малого 36 миллионов транспортных средств – 26,8 млн. легковых автомобилей, 4,9 млн. грузовых, 800 тыс. автобусов и 3,3 млн. мотоциклов. За прошедший год парк в целом прибавил 900 тысяч единиц. Причем быстрее растет число легковых автомобилей – на 1,2 млн.; парк грузовиков увеличился на 80 тыс. штук, автобусов – на 30 тыс., а мотоциклов и вовсе сократился на 420 тыс. И это нормальное явление. В советские времена в первую очередь развивали общественное хозяйство и, соответственно, транспорт – отсюда и огромный, избыточный грузовой парк. Легковой автомобиль был роскошью, а вот мотоцикл оставался относительно доступным транспортным средством. Ныне Россия прирастает, как и любая цивилизованная страна, легковыми автомобилями. Собственно, на легковом автопарке мы и остановимся.
На 1 января этого года он составил 26 793 532 автомобиля, прибавив за прошедший год 4,8% (или почти 1,2 млн. штук). По ежегодному приросту Россия входит в число мировых лидеров. Темпы несколько уменьшаются (в 2004-м парк вырос на 7,1%, в 2005-м – на 5,6%), но абсолютный плюс из года в год остается примерно на одном уровне.
В прошлом году обозначилась отрадная тенденция. Судя по данным дилеров и таможни, в 2006 году в России продали 2,02 млн. машин (1,76 млн. новых и 260 тыс. подержанных). Значит, за тот же период владельцы утилизировали примерно 800 тыс. старых машин – настоящий рекорд! Еще несколько лет назад автомобиль эксплуатировали буквально до последнего дыхания, а то, что от него оставалось, продавали на запчасти. Теперь же, сколько бы мы ни ругали налоговые инспекции за неповоротливость, они сумели заставить владельцев снимать древние машины с учета – чтобы не платить транспортный налог... Еще бы кто создал систему утилизации автостарья, а то ведь по дворам и обочинам ржавеют тысячи остовов!
Но, увы, несмотря на эти перемены, наш автопарк остается не слишком молодым. Да что там – он старый! Легковых автомобилей в возрасте до 10 лет в среднем по России всего 51,1%. Правда, с прошлого года эти показатели выросли – было 49,4%. В общем, молодеем, но медленно.
По разным регионам страны возрастные данные отличаются очень заметно. Меньше всего автомобилей «от 10 и старше» в Уральском федеральном округе – 47,5%. Самый молодой состав – в столице (машин в возрасте до 5 лет – 37,3%), его противоположность – в Хабаровском крае (до 5 лет – 2,3%). Можно сколько угодно убеждать, что «правый руль» – лучший, но то, что 78,1% легковых автомобилей (в небедном, в общем-то, регионе) старше 10 лет – позор. Тут хабаровчан опережают только жители Калининградской области, где машин старше 10 лет 87,2%! Близость границ играет злую шутку с целыми регионами: возможность по дешевке купить и растаможить подержанную иномарку выводит на дороги совсем старые авто...
Качественный состав российского парка представлен на диаграмме: на первом месте по-прежнему «классика» ВАЗ. Впрочем, белой десятилетней «шестерке», судя по всему, недолго осталось представлять среднестатистический российский автомобиль. Буквально в спину «жигулям» дышат иномарки, составляя ныне уже 28,2% всего парка. Часть из них – те самые, с правым рулем (6% автопарка).
В прошлом году, анализируя автопарк России на 1 января 2006 года, мы решились сделать некоторые прогнозы. Сейчас, спустя год, можно сказать – практически все они оказались точными. Автопарк страны вырос почти до 27 млн. штук, на 1000 жителей ныне приходится 188 автомобилей.
Поэтому можно рискнуть и попытаться сделать прогноз на весь 2007 год. Парк страны и дальше будет прирастать новыми иномарками (их продается уже больше, чем российских машин) и отечественными автомобилями; всего за год продадут, видимо, порядка 2 млн. новых машин. Число ввезенных в страну подержанных иномарок еще сократится – наверняка правительство придумает какие-то меры, чтобы ограничить основной поток поступлений из Японии (импорт из Европы и США и так невелик). Налоговые органы продолжат наступление на «покойничков», принуждая владельцев избавиться от старых, негодных машин. И в результате парк в очередной раз вырастет – видимо, до 28 млн. легковых автомобилей.
Если бы еще так же быстро росла дорожная сеть нашей страны…
К 2009 году легковой парк России должен составить 30 млн. автомобилей.