Лизинг - предлагать!
БИЗНЕС-ПЛАН
По закону о финансовой аренде, принятому в 1998 году, все предельно ясно: те, кому дозволено извлекать прибыль из оборудования или техники, могут арендовать, а затем и выкупить это имущество. Таким образом, можно обновить парк машин, не выводя из оборота больших сумм. Для малого и среднего бизнеса – то, что надо. К тому же, если в кредите залогом служит все, чем богата организация, то в лизинге – лишь арендуемая техника.
В бизнесе без кредитных вливаний не обойтись, а постоянно искать залог – дело нудное. Вот тут и стоит подумать о лизинге. Для заключения сделки понадобятся только юридические документы и баланс компании.
НА ТРОИХ
Участников «партии в лизинг» – трое: лизингодатель – к примеру, компания «Лендлиз», лизингополучатель – агентство «Смелые парни» и продавец – автозавод «Экстрим Моторс». «Смелые парни», определившись с марками, количеством автомобилей и сроком аренды, направляют заявку в «Лендлиз». Тот, со своей стороны, оценив надежность и платежеспособность «Смелых парней» (то есть свои риски), приобретает заказанный транспорт у выбранного «Смелыми парнями» продавца – «Экстрим Моторс». Ответный ход за автозаводом – он продает заказанные и оплаченные автомобили компании «Лендлиз», которая становится их полноправным собственником, ставит на баланс (или предлагает это сделать «Смелым парням»), страхует и оформляет в ГИБДД. Только после этого она передает машины в лизинг.
Итак, «Смелые парни» укомплектовали автопарк и регулярно выплачивают платежи. После истечения срока договора они смогут выкупить машины по заранее оговоренной (чаще символической) цене. Если выкуп не предусмотрен договором, то имущество остается у лизинговой компании, которая и решает, как им распорядиться.
НАЛОГОВЫЕ УСТУПКИ
Почему «Смелые парни» не взяли обычный кредит, а обратились в лизинговую компанию? Ответ прост – лизинг выгоднее кредита за счет экономии на налогах. Ведь по обычной схеме юридические лица платят налог на прибыль, имущество и добавленную стоимость.
Во-первых, лизинговые машины спишут быстрее, чем «кредитные» или купленные за «живые» деньги. При этом вся стоимость договора отразится в бухгалтерском учете компании как расходы, а значит, уменьшится сумма, облагаемая налогом на прибыль. Для сравнения: при расплате за кредит на расходы списывается только часть процентов. Во-вторых, есть маленькая хитрость в уплате налога на имущество. «Лендлиз» платит этот налог в бюджет, но помещает его в договор лизинга. Получается, что «Смелые парни» косвенно платят налог на имущество, но поскольку это услуга, они возмещают себе НДС (так же выглядит механизм уплаты транспортного налога). Если автомобили будут проходить фирменное обслуживание в течение срока лизингового договора, их можно использовать и дальше, не уплачивая при этом налог на имущество, так как к тому времени их стоимость на балансе практически сведется к нулю. В-третьих, выкупив машины, «Смелые парни» смогут принять к зачету из бюджета НДС, так как лизинговые платежи уже включают в себя эти 18%.
ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Простые граждане, если они не занимаются предпринимательской деятельностью, по закону не могут взять автомобиль в лизинг. Однако на российском рынке услуг уже полгода продвигается программа «Лизинг для физических лиц» – своеобразный кредитный продукт с отсрочкой перехода права собственности. Мы не отказали себе в апробации этой услуги.
В автосалоне «Трейдинвест» нам оперативно сделали расчеты по лизингу и по автокредиту. В первом случае машина оказалась на $200 дороже, и разъяснить преимущества программы менеджеры не смогли, не ответили и на вопросы по платежам (первому, последнему, ежемесячному), выкупной стоимости, срокам получения машины. Зато удалось выяснить, что физические лица не спешат ею пользоваться – предпочитают кредит.
В автосалоне «Авто Ганза» лизинг пользуется большей популярностью. И хотя расчеты тоже оказались не в его пользу, услугой могут воспользоваться клиенты, которые либо не могут получить кредит (например, из-за отсутствия регистрации или на коммерческие автомобили вроде микроавтобуса на 15–17 мест), либо не хотят записывать автомобиль в свою собственность.
Подведем итоги: если вы не предприниматель, лизинг обойдется вам дороже кредита, но нематериальные выгоды не стоит сбрасывать со счетов.
Виталий Цхай, руководитель направления лизинга автотранспорта компании «ФБ-Лизинг»
Лизинговая сделка не ухудшает соотношения заемных и собственных средств в структуре баланса клиента. То есть даже если информация предоставляется кредитным организациям, то, как правило, члены «кредитных комитетов» понимают, что это обеспеченный долг в виде самого имущества, приобретенного в лизинг. Для нас финансовая аренда автотранспорта привлекательна минимизацией рисков. Во-первых, автомобили подлежат государственной регистрации, что дополнительно страхует на случай недобросовестности клиента, а во-вторых, развитый вторичный рынок позволяет быстро и с минимальными затратами реализовать изъятые автомобили.
В соответствии с законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять лизинговую деятельность без лицензий.
Олег Спиридонов, директор Департамента автокредитования Москоммерцбанка
Наши клиенты заключают договор купли-продажи с отсрочкой перехода права собственности с лизинговой компанией «Кар Финанс» и одновременно кредитный договор с Москоммерцбанком, платежи по которому являются арендными в счет выполнения обязательств клиента перед лизингодателем.
Услуга ориентирована на клиентов, которые хотят сэкономить при покупке автомобиля до 5% его стоимости, и на людей, проживающих и работающих в Москве, но не имеющих здесь постоянной регистрации. Они получают автомобиль с московскими номерами, а через два-три года могут поменять его на новый. Преимущество для клиентов Москоммерцбанка в том, что они не платят транспортный налог.
При страховании машин мы предлагаем более низкие тарифы, чем для физических лиц, за счет скидок страховых компаний и обеспечиваем персональное сопровождение клиента при урегулировании страхового случая.
Выкупная цена автомобиля определяется индивидуально, так как у разных марок, моделей и комплектаций через 2–3 года она окажется разной. В среднем через три года выкупная цена составляет порядка 50% от первоначальной. Если наш клиент не хочет выкупать машину, то он просто возвращает ее в лизинговую компанию на условиях, согласованных при заключении договора.
В 2006 году Москоммерцбанк кредитовал и сегмент грузовых автомобилей. Основные заемщики – частные предприниматели. Оценить их финансовое состояние зачастую непросто: они скрывают свои доходы, не указывая их в налоговых декларациях. Но ведется разработка альтернативных методик для оценки частных предпринимателей, и я надеюсь, что в 2007 году мы сможем предложить свои продукты и таким клиентам.
По закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» лизинговые сделки на 600 000 рублей и выше подлежат обязательному контролю. В связи с этим лизинговые компании обязаны предоставлять сведения по указанным сделкам в Комитет РФ по финансовому мониторингу.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИЗИНГА
Проще заключить лизинговую сделку, нежели взять кредит, особенно индивидуальным предпринимателям.
Лизинговые платежи засчитываются как расходы, уменьшая налогооблагаемую базу.
Срок полезного использования машин истекает быстрее, чем при обычной амортизации, а при хорошем уходе технику можно использовать и далее без уплаты налога на имущество.
НДС принимается в зачет, то есть возмещается часть затрат.
НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА
Длительные сроки получения техники (от 1–2 месяцев).
Правовая неурегулированность выкупной цены автомобиля.
Трудности с изъятием автомобилей у недобросовестных клиентов.
ПРЕИМУЩЕСТВА УСЛУГИ «ЛИЗИНГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
Скидка на автомобиль 1–5% (в зависимости от марки).
Возможность иметь машину с московскими номерами при условии только лишь российского гражданства.
Возможность вернуть автомобиль по истечении срока договора по заранее оговоренной стоимости.
Персональное сопровождение клиента при урегулировании страхового случая.
НЕДОСТАТКИ УСЛУГИ «ЛИЗИНГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
Услуга «сырая» – дефицит информации не только у клиентов, но и у персонала автосалонов.
Высокий выкупной платеж (в среднем 50%).
Дороже автокредита.
Артем Купцов, заместитель генерального директора компании «Бизнес Кар Лизинг»
Прежде всего, считаю необходимым совершенствовать бизнес-процессы лизинговых компаний и предоставляемые ими услуги. Это и процесс оценки рисков потенциальных лизингополучателей, и развитие сети филиалов лизинговых компаний, и внедрение информационных систем управления, и взаимодействие с клиентами, и помощь со стороны лизинговых компаний не только при заключении договора, но и в течение срока его действия, и, конечно, предоставление услуг – от классической финансовой аренды до оперативного лизинга с постановкой на учет, техническим осмотром в ГИБДД, техническим обслуживанием с предоставлением подменного автомобиля и т.п.
Требует доработки нормативная база. К примеру, помимо ранее упомянутых, не решен вопрос с обеспечением прав лизингодателя и изъятием предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя. Часто это вырастает в серьезную проблему – потому что, несмотря на законодательное разрешение изымать имущество, получить его в судебном порядке бывает очень непросто.
Необходимо, чтобы законодатель закрепил возможность передачи права собственности от лизингодателя к лизингополучателю по символической стоимости, чтобы такие сделки считались легальными, потому что оценка машины при выкупе по рыночным тарифам искажает смысл лизинга и делает его малопривлекательным финансовым инструментом.
Легковые автомобили дороже 300 тыс. руб. и пассажирские микроавтобусы дороже 400 тыс. руб. списываются в 1,5 раза быстрее, чем без лизингового договора, остальная техника и оборудование амортизируются в 3 раза быстрее (ст. 259 п. 8 Налогового кодекса).
Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса компании Europlan
Основной стимул роста лизингового бизнеса – сделать его по-настоящему самостоятельным; ведь сегодня 80% лизинговых компаний в России полностью зависят от банков, которые их финансируют. Важна и оценка рисков, связанных с кредитованием юридических лиц в России, и региональная политика компаний.
Часто на местах именно у юридических лиц возникают препятствия из-за разного толкования органами МВД Приказа № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» и Постановления № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД».