Мы должны срезать на поворотах!
Обойти тему сочинской Олимпиады сегодня невозможно – о чем бы ни шла речь. Участие в ней на любом уровне и в любом качестве – это знаковое событие. Ну а если марка удостоится титула официального авто Олимпиады – это, конечно же, супердостижение. Готовы побороться, Вадим Аркадьевич?
– Да, но выставлять на такой конкурс нужно только то, что производится в стране! – уверенно заявляет Швецов. – Мотивация отличная, спору нет – это всегда помогает в бизнесе. Впрочем, считаю, что своего рода олимпиаду – вернее, цель, к которой стремишься, – каждый задает себе сам. И не только цель, но и время для ее достижения.
Отечественная машина – это, конечно, хорошо, но… останутся ли к тому времени, скажем, УАЗы? Вадим улыбается и... уходит от прямого ответа. Дескать, останутся, конечно – только вот что под этим понимать? Имя? Так мы сейчас переименовываем «Северсталь-Авто» – проводим ребрендинг! К осени новое название будет окончательно определено – тогда, возможно, и многие наши автомобили будут называться иначе. Насчет ЗМА и ЗМЗ пока решение не принято – первым крещение примет холдинг, а там – посмотрим.
Напоминаем – компания Вадима Швецова владеет контрольными пакетами акций ОАО «УАЗ», ОАО «ЗМЗ» и ОАО «ЗМА». Ульяновский автозавод, помимо известных вседорожников, выпускает грузовые автомобили «Исудзу», в Заволжье делают двигатели, а ЗМА в Набережных Челнах занимается лицензионной сборкой «саньёнов» и ФИАТов. А на новой производственной площадке в Елабуге с декабря 2007 года будет выпускаться коммерческий грузовичок «ФИАТ-Дукато». Кроме того, создано первое российско-японское СП «Северстальавто-Исудзу».
– Запросы российского потребителя через два-три года станут европейскими, – отмечает Вадим. – Покупателю в первую очередь важны универсальность, экономичность, стиль. А креатив начинается как раз с клиента – поэтому в идеале хотелось бы делать автомобили конкретно под заказчика. Это примерно как в Дрездене, где «Фольксваген» делает «фаэтоны» – можешь прийти и проследить, как собирают именно твой автомобиль. Новый завод в особой экономической зоне «Алабуга» как раз позволяет это делать. Еще отмечу, что жизнь автомобиля после его продажи едва ли не важнее, чем до нее. Шоу-румы, сервис, трейд-ин – все это у нас в стране практически не развито. А покупателю нужно помогать! Он зачастую не может самостоятельно оценить свои реальные потребности!
Хорошо бы, конечно… И все же странно – зачем уважаемый бизнесмен вообще связался с непонятными, в общем-то, компаниями? Ведь как ни крути, а реален сегодня только все тот же УАЗ, а зависимость от корейцев да китайцев – дело ненадежное. Да и «Албеа» ну никак не тянет на автомобиль-мечту. Странный выбор, не правда ли? Но бизнесмен думает иначе.
– «Саньён» – это амбициозная компания, – утверждает он. – Десяток лет они фактически тренировались, клепая чужие модели, а затем взялись за разработку сами. А мы протаскиваем их бренд в Россию – им это интересно. Что касается ненадежности корейцев как деловых партнеров, то мы на своем опыте убедились в обратном, – тем более, что за этой компанией стоит крупнейший китайский автопроизводитель – САИК (SAIC – Шанхайская автомобильная корпорация), иными словами, самые дешевые комплектующие изделия в мире. Под них можно выстраивать сеть и проводить… локализацию!
Локализацию? Модное слово, за которым, как правило, почти ничего не стоит на практике. Что конкретно сможет сделать фирма Швецова и как она собирается конкурировать по цене с теми же китайцами?
– Да, дешевле сделать невозможно, – соглашается Вадим. – Но каждый должен заниматься своим делом, поэтому мы будем сами производить большие детали, которые за тридевять земель просто не навозишься. Цель ясна: 30% – локализация, 70% – импорт. Что касается ФИАТа, то «Дукато» – это уже наш автомобиль! Мы его купили целиком, с потрохами. Штампы, платформа – в общем, теперь это полностью наш, российский продукт. И локализация здесь начнется конкретная – штамповка, пластмасса и т.п.
Итак, на данный момент завод микролитражных автомобилей в Челнах выпускает трех «корейцев» – «Рекстон», «Кайрон» и «Актион». Сегодня это примерно 120 автомобилей в сутки. Запущен участок сварки ФИАТов – «Албеа» и «Добло». А российскую-то «Оку» зачем похоронили, Вадим Аркадьевич?
– Из-за цены, – пожимает плечами Швецов. – Понимаете, простые вещи вообще делать сложнее – это удовольствие себе могут позволить только очень крупные компании, истинные исполины авторынка! Тогда в малютках реализуется целый симбиоз различных решений, а в «Оке» – абсолютно все тупиковое. Ее цена сопоставима с «пятерками» и «шестерками» – главным образом, из-за двигателей. Если даже «406-й» заволжский мотор дешевле вазовского – о чем можно говорить?
В общем, сегодня нам интереснее другие ниши – скажем, «B» и «В-плюс». Кстати, на УАЗе мы рассчитываем заниматься фейслифтингом автомобилей наших партнеров. В будущем хотим брать подходящий автомобиль и дорабатывать его до требований российского рынка. А затем займемся разработкой своего, российского авто! «Саньён» смог – чем мы хуже?
Вообще Швецов убежден, что успех в бизнесе способна принести только нестандартная идея. Мол, можно сколь угодно долго производить хороший стандартный продукт, но других при этом не догнать никогда. А нам сегодня остается одно – рисковать, срезать на поворотах! Тот же завод в Набережных Челнах построили в считанные месяцы, решительно уничтожив все следы того, что некогда выпускало «Оку».
– Я с детства боялся самолетов! – неожиданно заявляет Вадим. – Не то что за штурвалом сидеть, а просто пассажиром летать боялся. Но ничего – протоптал дорожку на местный аэродром, даже свой самолетик потихоньку соорудили. Теперь же, как говорится, кайф от полета ловлю, новые для себя навыки обретаю. Скажем, прием отключения двигателя при посадке – в бизнесе такие ситуации на каждом шагу. Впрочем, одновременно это и отдых.
Швецов вообще предпочитает активный отдых – авиацию дополняют горные лыжи. В прессу даже просочились байки, что он, дескать, в отличие от других олигархов, ездит не на S-классе, а на ульяновском «Патриоте». Олигарх улыбается – ерунда, мол: что за бизнес без «Мерседеса»? Но на УАЗе действительно отъездил чуть ли не целый сезон: захотелось самому почувствовать русское авто, оценить его проблемы. А любимая личная машина – «Эм-Джи»: разогнаться под 240 – очень даже приятно. Но символом технологичности Швецов считает «Тойоту»! А вот по части дизайна выше других он ставит «Мазерати», по техническому наполнению – БМВ и, опять-таки, «Мерседес».
– Я – бизнесмен, но не на волне приватизации! – отмечает он. – Кредо простое: сколько протопал, столько и полопал. Сам заработал на свой бизнес и купил то, к чему лежит душа. Но при этом я ориентирован не на технику, а на рынок. Высоких слов не люблю: болеть за автомобиль не стану. Потому что не болеть надо, а работать! А одна из проблем России – крайне низкая компетенция управленцев! И вообще, меня очень волнует российское образование – вот хорошее направление для новых инвестиций. Вырастим управленцев, а они будут развивать нужный бизнес – хоть автопром, хоть «социалку».
Отметим, кстати, что для работы в своей команде Швецов привлек ряд зарубежных специалистов с именем. Скажем, Герхард Хильгерт – нынешний руководитель проекта по развитию собственной дилерской сети «Северсталь-Авто» – до этого в течение многих лет возглавлял «Даймлер Крайслер Автомобили Рус». Питер Тиссингтон – руководитель центра локализации – пришел из «Форда». А Витторио Саита – технический директор «Северстальавто-Елабуга» – долго работал в компании ФИАТ.
– А в политику податься желания нет, Вадим Аркадьевич?
Ответ уверенный – нет! Во-первых, это, мол, «не мое», а во-вторых, по убеждению Швецова, бизнесмен теоретически не должен быть чиновником – иначе он неминуемо начнет «протаскивать» свой бизнес по доступным ему каналам. К тому же один человек в системе ничего не сделает. Есть ли у него «мигалка»? Нет. Бывал ли в метро? Да, конечно, но не понравилось – некомфортно…
– Через семь лет у каждого из нас будет, если хотите, своя Олимпиада! – повторяет бизнесмен. – Дело не в Сочи – просто всегда нужно ставить перед собой достойную цель и добиваться ее реализации. В нашей компании такие цели есть. Да, создание автомобиля – это зачастую стандарт и рутина, но у нас есть деньги и желание. А главное – уверенность, что мы справимся!
ШВЕЦОВ ВАДИМ АРКАДЬЕВИЧ, генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто»
Родился 30 августа 1967 года в Череповце. Закончил Московский институт стали и сплавов, в 2001-м получил степень MBA университета Нортумбрия (Великобритания).
Свою карьеру начал на Череповецком металлургическом комбинате. Занимал должности коммерческого и генерального директора компании «Северсталь-инвест», возглавлял дирекцию по продажам ОАО «Северсталь», затем был назначен первым заместителем генерального директора «Северстали». В 2000 году стал инициатором приобретения компанией «Северсталь» активов Ульяновского автомобильного завода и Заволжского моторного завода. Весной 2002 года на базе приобретенных ранее активов было создано ОАО «Северсталь-Авто» – с этого момента Вадим Швецов является генеральным директором компании. Под его руководством выведена на рынок новая модель российского вседорожника UAZ PATRIOT, а также начата реализация проектов с компаниями SsangYong, FIAT и Isuzu. В настоящее время, помимо Ульяновского автомобильного завода и Заволжского моторного завода, «Северсталь-Авто» также владеет производственной площадкой ОАО «ЗМА» в Татарстане и заканчивает строительство нового автомобильного завода на территории особой экономической зоны «Алабуга». В период с 2002-го по 2004-й Вадим Швецов был первым председателем Объединения автопроизводителей России. Владеет английским языком. Увлекается пилотированием самолетов и дайвингом. Имеет двух сыновей – 14 и 7 лет.