Любовь по расчету
БОИ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Несмотря на чудовищную жару, которая обрушилась на Румынию этим летом, в дорогих гостиницах столицы – аншлаг, без брони не устроиться! Еще бы – в самой молодой стране–члене ЕС инвестиционный бум. Темпы экономического развития составляют 6–7% в год, прямые иностранные инвестиции – 7–9 млрд. долларов ежегодно.
Что же нужно иностранцам в этой стране, которая всегда считалась бедной окраиной Европы?
Наверное, то же, что и в остальных государствах бывшего соцлагеря, – недорогая, но квалифицированная рабочая сила, неплохая транспортная сеть, хорошее инвестиционное законодательство, но самое главное – растущий рынок! В Румынии пока всего 145 автомобилей на 1000 жителей; это в 2–3 раза меньше, чем в странах Запада. Поэтому в Центральной и Восточной Европе возникло уже несколько десятков автосборочных производств. Пальму первенства держат Чехия и Словакия, но и Румынии есть чем гордиться – тут работает завод «Дачия», принадлежащий компании «Рено», где выпускают популярный «Логан» и снабжают деталями и узлами сборочные предприятия по всему миру.
Есть еще завод «Дэу»; правда, при мощности 120 тыс. шт. в год в прошлом он выпустил всего 20 тыс. автомобилей «Сиело» («Нексия»), «Матиз» и «Нубира». Но, видимо, рынок Восточной Европы оказался привлекательным для многих мировых производителей; на конкурсе за контрольный пакет акций едва не схлестнулись «Дженерал моторс», «Форд» и… компания «Русские машины» (она владеет «Группой ГАЗ»). Правительство объявило немалую цену за предприятие; кроме того, покупатель должен реструктурировать производство, а также дать обязательство использовать местных поставщиков. В результате завод отошел «Форду» («Джи-Эм» и россияне заявки отозвали); американцы пообещали выпускать ежегодно 300 тыс. автомобилей и еще 300 тыс. двигателей.
А местных поставщиков компонентов уже вполне достаточно; они снабжают и «Дачию», и сборочные заводы в соседних странах (Венгрии, Словакии, Чехии). Впрочем, в Румынии еще хватит интересных инвесторам производств.
БРАТЬЯ ПО МОТОРНОМУ МАСЛУ
…Когда мы жили все вместе в едином лагере, в СЭВ (напомним – был такой Совет экономической взаимопомощи) планировали, кто в какой стране чего сработает и куда этот товар потом поедет. Видимо, планировали не слишком хорошо: очереди на автомобили были и в Венгрии, и в СССР, бензина всем желающим не хватало от Тихого океана до Черного моря. С распадом системы каждый решил жить своим умом; у жителей Восточной Европы сильна была надежда, что им помогут страны Запада.
Однако западные инвесторы не слишком спешили… И хотя русских в бывшем соцлагере воспринимали достаточно настороженно, именно российская компания «ЛУКОЙЛ» стала первым серьезным инвестором в Румынии: в 1998 году купила один из старейших НПЗ. Вообще-то имели виды на другой завод, но тогдашнее правительство страны выбора не оставило. Пришлось «взять» предприятие, которое комиссия ЕС собиралась закрыть: старое и «грязное».
– Отношение к предпринимателям из России в те времена было очень непростым, – вспоминает генеральный директор компании «ЛУКОЙЛ-Румыния» Константин Тампиза. – Да и экономическая ситуация в стране – тоже. Одновременно с реконструкцией завода мы создавали собственную сеть АЗС по всей стране, где задействовали тех рабочих, что не нужны были на предприятии. Потребовалось почти 10 лет, чтобы построить современный бизнес. Сейчас наша компания – ведущая на румынском рынке: ей принадлежат свыше 300 АЗС, почти 100 газовых станций, 9 нефтебаз. На предприятиях работает больше 5 тыс. человек. За эти годы инвестировали в страну больше полумиллиарда долларов. И теперь отношение к компании и со стороны администрации страны, и ее жителей очень хорошее.
Но это «очень хорошее» отношение приходилось завоевывать, ломая сложившиеся стереотипы. Но «ЛУКОЙЛ» брешь пробил; появлялись новые и новые АЗС, открывались производства на заводе «Петротел-ЛУКОЙЛ» в Плоешти… Одним из самых удачных проектов стал современный цех фасовки моторных масел.
Сейчас масла под маркой «ЛУКОЙЛ» занимают 40% румынского рынка и активно продаются в соседних странах – Болгарии, Венгрии, Македонии, Молдавии, Сербии, Хорватии, даже в Израиле и на Кипре. Причем, по словам руководителя компании «ЛЛК-Румыния» (дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа», занимающееся моторными маслами) Вячеслава Черного, спрос ежегодно возрастает на 10–15%!
– В Румынии в этом секторе долго пытался стать монополистом «Шелл», – рассказывает В.Черный. – У них великолепная продукция, рассчитанная на состоятельного потребителя с Запада. Мы же предлагаем масла, соответствующие всем европейским требованиям, но наш покупатель – не слишком еще зажиточный автомобилист из стран Восточной Европы.
В прошлом году компания «Шелл» свой бизнес в Румынии… свернула и даже продала все принадлежащие ей АЗС.
Вслед за «ЛУКОЙЛом» в стране появились и другие российские инвесторы: «Базовый элемент» (ему принадлежит уже несколько алюминиевых заводов), «МЕЧЕЛ» (черная металлургия) и другие. Конечно, им работать уже легче, но каждой компании приходится раз за разом доказывать, что россияне намерены вести здесь дела исключительно по европейским правилам. И соблюдены будут интересы всех сторон! Контроль за нашими компаниями со стороны госорганов и прессы тут особенный, поэтому приходится быть «святее самого Папы»…
Но все равно отношение к нам пока настороженное. Что скрывать – Европейский Союз не слишком рад видеть на своем рынке сильные компании из России. Конкуренция… К тому же очень активное давление на экономику оказывает политика. И – обратно.
ТЕНЬ ВАМПИРА
…А замок Дракулы мы в Румынии посетили – как же иначе! Только экскурсовод все время рассказывал о королеве Марии, которая жила здесь в начале ХХ века: столько хорошего сделала для страны! А Дракула – он ведь отрицательный персонаж и провел в застенках всего год. Но мы упорно расспрашивали про кровожадного графа. И вдруг я понял – сколько бы хороших дел ни числилось за российскими компаниями, за спиной по-прежнему маячит тень Сталина и социализм, который он пытался насильно построить в Европе. И хотя мы уже давно другие, чтобы доказать это, придется еще много и много работать.
РУМЫНИЯ
Одно из самых больших государств Европы (площадь – 237,5 тыс. км2, население – 22,3 млн. человек). Граничит с Молдавией, Украиной, Венгрией, Сербией, Черногорией, Болгарией. Страна богата природными ресурсами (нефть, газ, уголь, железная руда, марганец, бокситы, серебро, золото). Важнейшие отрасли промышленности – химическая и нефтехимическая, металлургия (черная и цветная), электроэнергетика, автомобилестроение, судостроение, производство текстиля и мебели. Экономический рост – 6–7% в год, прямые иностранные инвестиции – 7–9 млрд. долл. в год, инфляция – около 3%.
Из мировых компаний в Румынии имеют крупные предприятия «Рено» (завод «Дачия») и «Форд» (недавно им куплено предприятие «Дэу»). В 2007 году Румыния вступила в Евросоюз.