Ляпы из КоАПа
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""][/caption]– Владимир Викторович, штраф за движение по тротуару у нас теперь составляет 2000 рублей, а за движение по обочине – 500 рублей. Возникает вопрос: что в данном случае считается движением? Сколько можно проехать по тротуару или обочине, если съезжаешь на них для остановки?
– Четко назвать цифру, сколько метров можно проехать до остановки, заехав на обочину или тротуар, конечно, нельзя. Например, если на тротуаре разрешена стоянка, но там высокий бордюр, а в 10 метрах от этого места есть въезд на тротуар, то, разумеется, можно заехать через этот въезд и проехать по тротуару 10 метров, чтобы поставить машину. На самом деле изменилась ведь только санкция. Данная норма всегда была, но на нее никто не обращал внимания. Почему? Да потому, что была слишком маленькая санкция. Разумеется, наказывать водителей по частям 1 и 2 статьи 12.15 Кодекса нужно не за остановку, а именно за движение по обочине или тротуару, когда их используют вместо проезжей части, то есть когда по ним объезжают пробку или совершают обгон.
Ну и конечно, в таких местах нужно решать вопрос с организацией движения: если в данном месте ширина тротуара позволяет и других мест для парковки действительно нет, значит, нужно установить знаки, разрешающие стоянку. Сотрудники, которые наказывают в данном случае водителей за движение по тротуару, не правы.
– Очень многих волнует фраза «объезд препятствия» в новой редакции части 3 статьи 12.15 Кодекса. Не получится ли, что водителей будут наказывать за объезд, например, сломавшегося грузовика на дороге, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении, где эти полосы разделены сплошной линией разметки?
– Нет, не получится. За объезд препятствия нужно наказывать, например, в случае, если дорога имеет две полосы, а на левой полосе препятствие, которое можно объехать по правой полосе, но там движутся машины, и водитель, вместо того чтобы дождаться, когда его пропустят, объезжает это препятствие с выездом на встречную полосу. А когда препятствие невозможно объехать по-другому, кроме как выехав на встречную полосу, то, разумеется, нужно убедиться в безопасности маневра и объехать его по встречной полосе – это называется «крайняя необходимость». Ведь бывает множество ситуаций, которые могут возникнуть, и исходя из этого надо и оценивать их. Точно так же и инспектора их оценивают.
– Есть понятие «малозначительность правонарушения». В чем заключается малозначительность? В том, что по-другому невозможно совершить маневр, и в том, что водитель не создал аварийной ситуации? А как быть, если знак «движение прямо» загорожен грузовиком или сломан, и водитель, повернув на таком перекрестке направо, увидел знак «кирпич», но все-таки проехал 5 метров по односторонней дороге, пока понял, что едет навстречу потоку? В данном случае, если он, осознав ошибку, развернулся или, включив аварийку, выехал задним ходом, может быть применено понятие «малозначительность правонарушения» или же водителю грозит лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев?
– Естественно, в данном случае как раз применить понятие «малозначительность правонарушения» абсолютно реально. Вот буквально недавно жалобы разбирали, и была похожая ситуация: водитель в темноте въехал около поста ДПС на дорогу для одностороннего движения, обозначенную знаком «кирпич», и буквально 5 метров проехал, когда понял, что движется по встречной полосе. Он сдал назад, но инспектор составил протокол как за езду по встречной полосе. Разобрались, разумеется, и отменили именно по малозначительности. Но даже если где-то кого-то наказали, не разобрались, подошли формально – для этого существует процедура обжалования, предусмотренная законом.
– Еще многих интересует вопрос: а что такое выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения? Если человек заехал двумя левыми колесами за линию разметки – это уже выезд? Или же для такого выезда транспортное средство должно сместиться на встречную полосу полностью?
– Понятие «выезд», к сожалению, нигде не определено и трактуется в зависимости от ситуации. Если водитель выехал даже на 20 см, но при этом другая машина шла по встречной полосе и она с ним столкнулась, что это будет? Разумеется, его вина, так как он выехал на встречную полосу. А если он едет, встречная полоса абсолютно пустая, а на дороге яма и он ее объезжает, заехав двумя колесами на встречную полосу, – за это разве можно наказывать как за выезд? Опять же, естественно, это малозначительность. Но бывают и такие водители (сколько раз видел): вот идет поток, а он сместился на полкорпуса на встречную полосу и постоянно так едет, просто чтобы виднее было. Ну это уже умышленное правонарушение.
– Давайте еще раз остановимся на штрафах «за ремни». Ранее они были низкими, поэтому конфликтных ситуаций из-за этого нарушения практически не возникало. Но уже с 1 января штраф по статье 12.6 Кодекса будет составлять 500 рублей.
– Совершенно верно. Причем штраф на водителя накладывается как в случае, если не пристегнут сам водитель, так и в случае, если не пристегнут кто-либо из пассажиров, так как согласно Правилам дорожного движения водитель при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Поэтому, прежде чем начать движение, нужно убедиться, что все лица, находящиеся в автомобиле, пристегнулись. Например, в Германии это доведено до автоматизма – если вы сидите даже на заднем сиденье и непристегнуты, водитель просто не поедет. Но кроме водителя ответственность несут и сами пассажиры, которые не пристегнулись, – каждый такой пассажир будет отдельно либо предупрежден, либо оштрафован по части 1 статьи 12.29 Кодекса на 100 рублей.
– В Кодексе всегда была предусмотрена ответственность за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр, а теперь введена ответственность за отсутствие талона ГТО. Как будут поступать инспектора в случае, если водитель утверждает, что техосмотр пройден, но талон он забыл дома? Ведь инспектор не всегда имеет возможность по базе данных быстро проверить, прошла данная машина техосмотр или нет.
– Есть такие понятия, как первичная квалификация правонарушения и окончательная квалификация. Первичная квалификация в силу того, что невозможно что-либо подтвердить, осуществляется со слов нарушителя. Например, «я забыл права дома», «я забыл талон ГТО дома, но машина техосмотр прошла», «я забыл полис дома, хотя ответственность застрахована». Но в данном случае инспектор не имеет права выносить постановление на месте, он может только составить протокол для направления в подразделение, и там уже идет новая квалификация. Человек приходит и либо приносит права, талон техосмотра или страховку, либо идет переквалификация на другую статью.
– А как теперь будет решаться проблема с оплатой штрафов? Раньше граждане должны были разыскивать адреса подразделений ГИБДД, сотрудники которых вынесли постановление о штрафе и, заплатив штраф, направлять им копию квитанции. Однако с 1 января обязанность сообщать об оплате штрафа из Кодекса будет исключена. Как будут отслеживаться платежи?
– Мы прорабатываем эти вопросы со всеми заинтересованными ведомствами. Москва сейчас, например, устанавливает терминалы для оплаты штрафов. То есть наша цель – дать возможность гражданину с минимальными проблемами заплатить штраф, а нам получить возможность полного контроля над оплатами. Кстати, по прошлому году, например, 61% наложенных штрафов гражданами были оплачены – это очень высокий показатель. Что будет с уплатой штрафов в новом году, зависит от организации контроля, возложенного на Госавтоинспекцию.
Народ интересуется...
А теперь о некоторых других правовых дырах в законах, определяющих поведение водителей на дорогах, которые не нашли отражения в разъяснениях чиновника из ГИБДД.
После бала
Часть вопросов связана с отсутствием четкого определения некоторых базовых терминов – таких, как «управление ТС», «препятствие» и т.д. Получается, что при желании трактовать их можно как угодно. Скажем, выпив рюмочку-другую «чая» во время домашнего застолья, вы сели в машину и запустили движок с намерением его прогреть. Или даже не запустили, просто оказались на переднем сиденье – допустим, вспомнили о забытых документах и пришли за ними… Чем не «управление ТС в нетрезвом виде»? Конечно, натяжка вопиющая. И тем не менее бывает, что людей в таких ситуациях беззастенчиво обвиняют в пьянстве за рулем. Достаточно наличия бдительного экипажа ДПС (ППС) в нужном месте в нужное время. Последствия – лишение водительских прав или ну очень большая взятка.
По «святым» местам
Похожая история с вышеназванным выездом на тротуар или обочину… Заделать эти законодательные бреши просто – достаточно всего-навсего конкретизировать: «запрещается движение по обочинам и тротуарам с целью обгона или объезда затора (пробки)». Нет сомнений, что законодатели имели в виду именно такую наглую езду, а отнюдь не любое касание этих с недавних пор «святых» мест колесом.
Примечательно, что несуразица получилась не только с выездом на обочины – выезд с них тоже проблема. Правила гласят, что линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается. При этом «допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки машины на обочине». То есть туда – пересекайте на здоровье, в противоположном направлении – извините, нарушаем… Ну разве не абсурд? Конечно, нужно добавить пункт, разрешающий выезд обратно.
Ни туды и ни сюды…
Не оговариваются правилами и некоторые ситуации, нередко возникающие там, где однозначно запрещено выходить на встречку. Например, перед вами на двухполосной дороге препятствие – здоровенная яма (сам термин «препятствие», напомним, не определен) либо тихоходное средство. Действуя в соответствии с ПДД, обойти их по встречке нельзя (штраф 1000–1500 рублей), по обочине, как мы знаем, тоже. Остается битый час уныло тащиться за каким-нибудь трактором, а в случае колдобины и вовсе селиться рядом с ней на ПМЖ: учитывая бескомпромиссную активность гаишников, на объезд всех преграждающих ваш путь ям, тракторов и фур никакой зарплаты не хватит. Ежику понятно, что необходимо разрешить объезд препятствия по обочине (если это невозможно сделать в пределах проезжей части) или по встречной полосе. Конечно, с соблюдением необходимых мер предосторожности, уступив дорогу встречному транспорту. В скобках заметим, что создание препятствия на дороге само по себе есть административное правонарушение. В связи с этим непонятно, почему в итоге наказанию подлежит водитель, а не тот, кто в данном правонарушении виновен.
Что касается тихоходных участников движения, их следует обязать пропускать скопившийся позади транспорт. Самые благородные из дальнобойщиков раньше так и делали, заезжая правой стороной на обочину. Теперь джентльменского поведения мы от них, конечно, не дождемся: кому захочется расплачиваться за доброе дело штрафом?
Еще один вариант – узаконить обгон этих видов транспорта, несмотря на наличие запрещающих знаков и/или разметки.
Кто виноват
Возникает вопрос: откуда такое количество ляпов? Отчасти из-за того, что мы до сих пор не имеем нормально сформулированных ПДД, а закона о дорожном движении, регламентирующего все и вся, нет вообще. Даже последние поправки в КоАП не стали образцом четких взвешенных формулировок. Надо признать, виноваты в этом не только депутаты и представители исполнительной власти. Ответственность ложится и на автомобильную общественность, которая, увы, не принимает сколько-нибудь заметного участия в законотворчестве. А ведь в этом деле имеет значение каждый нюанс. Иначе от человеческого фактора на дорогах не спасает даже такое, казалось бы, объективное средство контроля, как фотовидеосъемка. Простой пример. На трассе М2 у Серпухова камера стоит перед знаком ограничения скорости 50 км/ч. А согласно картинке, которую вам вручают на посту ДПС, скорость вашего автомобиля фиксируется в зоне действия знака, то есть после него. Фото номера, показатель скорости (естественно, с превышением) – все есть, пожалуйста! Порусски это называется мухлеж. К сожалению, дальше его будет только больше.
Что делать
Как мы убедились, от ловушек, связанных с несовершенством закона, не застрахован даже дисциплинированный водитель. Чтобы свести их на нет, требуются большие усилия, причем в первую очередь рядовых участников движения. Необходимо добиваться от законодателей внесения в ПДД и КоАП соответствующих корректив. Мы постоянно оправдываем нашу пассивность, равнодушие, наконец, просто лень тем, что любые попытки по защите собственных интересов в нынешних российских реалиях якобы заведомо обречены. Это не так. Власть зачастую готова к диалогу, только вот вести его практически не с кем: со стороны общественности «переговорщиков» единицы.
Разумеется, даже в самом идеальном случае проработка, внесение и утверждение необходимых исправлений и дополнений займут у депутатов не один месяц. Это не значит, что все это время люди должны покорно платить штрафы за высосанные из пальца нарушения. Обращайтесь в надзорные органы (прокуратуру), к вышестоящему руководству ГИБДД, в суд. В конце концов, есть такой инструмент «быстрого реагирования», как внутренние инструкции МВД. С их помощью можно в сжатые сроки донести до сотрудников милиции, за какие действия, не оговоренные или нечетко прописанные в ПДД, они не в праве наказывать.
Очень надеемся, что руководство ГИБДД прислушается к нашим доводам и обяжет своих подчиненных придерживаться не только буквы, но и духа закона. Иначе эта буква станет источником неправедно нажитых денег для одних, а у других вызовет лишь озлобленность и непонимание. Ситуацию на дорогах это не улучшит. Как минимум.