Карьерная формула
Ух, страшно! Когда длинный четырехосный автомобиль выдвинул кабину над пропастью 40-процентного спуска, и потом, качнувшись, она провалилась вниз, сердце замерло где-то у самого горла! Да-да, все знаю про коэффициенты трения и синус угла наклона, про тормоза, ABS и «ползучую» передачу. Знаю, что теоретически эту махину можно удержать на спуске – но когда пятнадцать тонн железа буквально давят тебе на спину, норовя сорваться вниз, все равно страшно…
К счастью, в реальной жизни таких акробатических этюдов от этой машины обычно не требуется. Двух-, трех- и четырехосные шасси «Скания» с компактными кабинами серии Р предназначены для самых прозаических нужд: городских и региональных перевозок, строительных и коммунальных работ, монтажа специальных кузовов и оборудования. На нашем самосвале самая короткая и низкая «дневная» кабина СР14 – двухместная, без спальника, разделенная посередине почти полуметровым кожухом моторного отсека. Водительское сиденье на пневмоподвеске снабжено множеством настроек, еще пара регулировок и пневмофиксатор у рулевой колонки. Оснащение достаточное, но без излишеств: есть круиз-контроль, бортовой компьютер, однодневный тахограф VDO, аудиоподготовка, обогрев кресла и зеркал, люк. А вот кондиционера и электроприводов нет.
Все особенности исполнения самосвала зашифрованы в индексе P380 CB8x4EHZ. Здесь С обозначает шасси строительного класса с грузовой адаптацией В. Колесная формула 8х4 предусматривает две управляемые и две ведущие оси с блокировками. Буква Е говорит о подготовке к сверхтяжелым условиям эксплуатации, Н соответствует высокому шасси, а Z – рессорной подвеске. У дорожных машин низкая или нормальная высота рамы, у самосвалов, для которых важна геометрическая проходимость, рама, как правило, высокая.
Серия Р380 оснащена рядной «шестеркой» DC11 09 объемом 11 л и мощностью 380 л.с. Этот двигатель располагается в середине линейки и сочетает достаточно высокую мощность с неплохой экономичностью. Агрегат вполне современный – с турбонаддувом, интеркулером и четырьмя клапанами на цилиндр, но соответствует только нормам Евро III. Есть еще один мощностной показатель – мотор поглощает до 296 л.с. в режиме торможения, который активируется клавишей на панели и затем включается при касании педали тормоза.
Девятиступенчатая коробка передач GR905 фактически состоит из соединенных последовательно обычной двухвальной четырехступенчатой коробки и планетарной двухступенчатой. В результате получилось восемь передач, которые благодаря делителю расположены по четыре в «два этажа» с привычной Н-образной схемой переключения. Плюс еще задняя и «ползучая» передача с высоким передаточным отношением. Четкость переключения и избирательность привода – как у хорошей легковой машины. Коротенький рычаг формой напоминает рукоятку пистолета и так же удобно ложится в руку. Порожняя машина легко трогается и с третьей, и с четвертой передачи, дальше их можно отщелкивать через одну. При этом в кабине потрясающе тихо, даже на предельных, ограниченных электроникой 89 км/ч можно разговаривать шепотом!
Самосвальное оборудование голландской компании «Хива» приводится в действие от коробки отбора мощности EG651. Громадный кузов длиной 6,4 м и объемом около двух десятков кубометров прикреплен к подрамнику толщиной 200 мм, который, в свою очередь, лежит на раме высотой 270 мм. Чтобы выдерживать удары при погрузке, например, скальной породы, пол кузова выполнен из стального листа толщиной 8 мм, борта на пару миллиметров тоньше. Позади козырька установлен сматываемый в рулон тент, а снизу подводят выхлопные газы, чтобы сыпучие грузы не примерзали. Если раньше гарантийные и сервисные обязательства делились между производителями шасси и надстройки, то теперь «Скания» отвечает за весь автомобиль – владельцу это значительно упрощает жизнь.
Грузоподъемность четырехосника более чем серьезная – 33 т! Полная же масса лишь пару тонн не дотягивает до полусотни, при этом на передние управляемые оси приходится по 9 т, а на задние ведущие – по 15 т. Так что передвигаться с максимальной нагрузкой машине можно лишь по закрытым трассам, в карьерах, а на дорогах общего пользования придется учитывать ограничения по осевой нагрузке. В России такой тяжеловес обойдется в 4,88 млн. руб., более легкая трехосная модификация грузоподъемностью 23,5 т дешевле – 4,34 млн. руб.
…Пока мы с самосвалом позировали в карьере, легкий дождик подмочил выезд. Начали выбираться – не тут-то было, буксуем. Ну, это не проблема – две клавиши активизировали межколесные и межосевую блокировки задней тележки и, прогрызая глубокую колею, «Скания» двинулась наверх.