От печали до радости
Оказалось, не так уж и много. Ведь тогда, в 1994 году грузовик проектировали «с миру по нитке» – основными мотивами были унификация и снижение стоимости. Сейчас заводу гораздо легче следовать запросам потребителя.
ДОЛГОЖИТЕЛЬ
Отыскать машину из первых партий оказалось не так-то легко – развозной транспорт столько не живет. Подходящий экземпляр обнаружили лишь в музее ГАЗа – прототип оказался здесь после ресурсных испытаний длиной в три года и 270 тыс. км.
Внешне старичок легко узнаваем, но с нынешних позиций выглядит архаично: простенькая пластмассовая решетка, белесый незатейливый бампер, серийные «газоновские» зеркала, фары от «Москвича». Удивила деревянная бортовая платформа – успели забыть, что иных в ту пору не делали! Возил все это хозяйство самый современный тогда шестнадцатиклапанный карбюраторный ЗМЗ-406, далекий от теперешних норм токсичности. Однако к началу серийного производства этот двигатель не поспел, а его место под капотом занял давно известный ЗМЗ-402. Конструкция знаменитого мотора ГАЗ-21, спроектированного еще в конце 1950-х, оказалась не столь плоха. Секрет в том, что длинноходный предок изначально предназначался для грузовика и обладал подходящей характеристикой. Но поначалу мотор пришелся не ко двору – высокая теплоотдача и крупный габарит, ухудшившие вентиляцию подкапотного пространства, провоцировали хронический перегрев, особенно в условиях мегаполисов. Кипящая «Газель» едва не стала приметой времени. Проблему частично решили, установив иной, более мощный радиатор и проделав дополнительные окна в бампере. Рядом с двигателем, на лонжероне, примостился «волговский» рулевой механизм, разумеется, безо всякого усилителя. Ничего, обходились – в предприниматели шел крепкий народ.
На конвейер машина встала уже с металлической платформой и унифицированным с «Волгой» задним мостом типа «Спайсер». В литой картер редуктора запрессованы трубы-кожухи полуосей. Из-за возросшей нагрузки их толщину по сравнению с «волговскими» увеличили с 4 до 11 мм. В 1996 году ГАЗ освоил сварной задний мост типа «банджо». Прежнюю конструкцию сохранили лишь на передних мостах полноприводных модификаций. Интерьер уже тогда выглядел не погрузовому – пластиковая панель, легковой приборный щиток, более-менее удобные сиденья. Дерматиновая обивка на этом фоне – мелочь. Да и с лица воду не пить: грузовичок с достоинством вынес и предназначенный ему груз, и бремя популярности.
СЛУЖЕБНОЕ СООТВЕТСТВИЕ
В то время конкурентов у «Газели» практически не было, однако ГАЗ последовательно совершенствовал конструкцию, а девять лет спустя автомобиль подвергли рестайлингу. Мотивов хватало – и устаревшая внешность, и невысокое качество отделочных материалов, и просчеты в эргономике. Но главной задачей было заметное изменение потребительских свойств машины. Вышло неплохо: то, что нынешний грузовик не чета прежнему, видно невооруженным глазом.
В первую очередь ГАЗ-3302 получил новый двигатель – впрысковый ЗМЗ-405, соответствующий нормам токсичности Евро II. Помимо экологической чистоты, агрегат хорош изрядным крутящим моментом, достигающим пика при невысоких оборотах, что очень важно для грузовика. Для оптимизации теплового режима на модернизированную «Газель» установили двухрядный радиатор в паре с мощным механическим вентилятором. Работой последнего управляет ЭБУ через электромагнитную муфту. А информацию для включения поставляет собственный датчик температуры. Помимо муфты, на двигателе появился еще один новый узел – насос гидроусилителя руля. Разумеется, в паре с ГУР и дополнительным теплообменником для охлаждения масла.
Серьезно модернизировали коробку передач. Прежняя, максимально унифицированная с агрегатом «Волги», отличалась от нее лишь рядом передаточных чисел. Однако более высокие нагрузки (из-за большой массы и тяговитого двигателя) плохо сказались на долговечности шариковых подшипников промежуточного вала. В конце концов их заменили коническими, а чтобы облегчить включение первой-второй передач, ввели двухконусные синхронизаторы. Передаточное число главной пары уменьшили, снизив рабочие обороты двигателя и, соответственно, его аппетит.
Внутренние изменения отразились и на «лице» машины. Чтобы избавиться от дефицита места под капотом (в связи с унификацией семейства «Газель» и «Валдай»), конструкторы раздвинули лонжероны кабины, что потянуло за собой пересмотр всей ее силовой конструкции. Заодно освежили и внешность. В первую очередь это коснулось фар, специально спроектированных для «Газели» по новой «прозрачной» технологии. Световой поток в них полностью формируется отражателем со сложной, так называемой свободной поверхностью, так что в рифленом стекле-рассеивателе больше нет нужды. Еще один шаг навстречу безопасности – применение встроенного электрокорректора. Под оптику перекроили окружающие элементы – капот, крылья, облицовку радиатора, а новый бампер завершил модное стилевое решение.
Особо позаботились об удобстве пассажиров и, конечно, водителя. Интерьер дополнили новыми материалами, обогатили свежими дизайнерскими решениями. Полностью изменилось «торпедо» с приборным щитком от «Волги» ГАЗ-31105 – здесь куда больше функций и возможностей. Да и выглядит краше прежнего. В перчаточном ящике появилась подсветка, кнопки обзавелись индикацией включения. Есть и куда более практичные перемены – новая печка с вентилятором удвоенной мощности, более надежный ножевой блок предохранителей.
Коснулся рестайлинг и задней, грузовой части машины. Платформу заменили на более долговечную. Под задним бортом взамен разнокалиберных фонарей подвесили моноблочные, с единым герметичным разъемом. Тяжелые рессоры с подрессорниками канули в Лету – их место заняли современные малолистовые, что позволило выиграть целых 50 кг. Наконец-то избавились от камерных покрышек – наследия ушедшего века. Благо в городах (где в основном и трудится машина) нет недостатка в шиномонтажах.
Конечно, прошедшая модернизация не исчерпала заложенный в конструкцию потенциал. Шанс убедиться в этом выпадет скоро – вероятно, на Московском автосалоне.