Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Коридоры в никуда

Коридоры в никуда
Полная версия

Полосы препятствий

Скоростные коридоры – явление весьма распространенное в мировой практике. Оставив машину на перехватывающей парковке, водитель, вместо того чтобы изнывать в пробках, садится в автобус (трамвай) и спокойно добирается до места. При этом экономит время, деньги. Частично решается и вопрос с парковками в центре плюс разгружаются дороги – мазохистов, предпочитающих мучения за баранкой личного авто, в такой ситуации становится ощутимо меньше.

Как будет выглядеть эта система в Москве? На сегодняшний день известно, что под выделенки, отгороженные с помощью легких сборно-разборных отбойников, планируется использовать крайние левые ряды и центральные полосы. Именно крайние левые, хотя год назад сообщалось о крайних правых, что было бы вполне логично. Выходит, автобусы, подруливая к остановке, будут вынуждены пересекать потоки с соседних полос и неизбежно создадут помехи в движении. Кроме того, ездить по выделенке разрешат не только общественному транспорту, но и автомобилям оперативных служб (скорой, пожарной, милиции).

Решение, может, и правильное, если бы не одно «но». Где гарантии, что этим не воспользуются и обладатели мигалок, целесообразность экстренного проезда которых сомнительна, а количество велико? И сколько места в итоге останется на выделенке для тех, ради кого она, собственно, и затевается? Ведь технический контроль применения спецсигналов у нас отсутствует. Сомнительно, что в таких условиях выделенные полосы не превратятся в самые обычные «полосы препятствий», которые мы сплошь и рядом видим сегодня.

Об утерянном рае

Можно ли устранить перечисленные недоработки? При желании – наверное. Но, к сожалению, они лишь верхушка айсберга… Известно, что скоростные коридоры дают эффект только при наличии развитой сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) с перехватывающими парковками. Фанфары по поводу их обустройства в Москве мы слышали не раз, однако в необходимом количестве ТПУ как не было, так и нет. И скорее всего, уже не будет. Пока шло проектирование этих объектов, намеченные под них земельные участки заняли всевозможные торговые и прочие комплексы.

Но и это еще не все. Представим себе картину в стиле фэнтези: завтра вся означенная коммерческая застройка идет под снос. Вместо нее появляются необходимые городу перехватывающие парковки в составе ТПУ и цивилизованные, как на Западе, скоростные коридоры. Наступит ли на наших дорогах рай? Нет, не наступит. Потому что вдоль этих дорог как грибы растут деловые центры, МФК, комплексы элитного жилья. И никто даже на глазок не прикидывает, какое количество автомобилей требуется для ввоза-вывоза их обитателей. А оно, это количество, таково, что многострадальное сердце нашей Родины вот-вот остановится, превратившись в один сплошной тромб. И чем нам помогут все эти скоростные коридоры и прочие рацпредложения? Да ничем.

Логика абсурда

Уже давно пора осознать: в таком мегаполисе, как Москва, проблему пропускной способности дорог полумерами решить невозможно. Необходима тесная координация транспортных, градостроительных и природоохранных решений. Нашим чиновникам, приводящим в пример опыт европейских столиц, не худо бы знать о существовании Плана общественной подвижности Парижа (2000 г.), Транспортного акта Большого Лондона (2000 г.), Транспортной стратегии Лондона (2001 г.), Программы зеленых улиц Рима (2000 г.), Транспортной политики Варшавы (1995 г.) и др.

Задачи, прописанные в этих документах, ставятся четко, на много лет вперед и так же четко и неукоснительно выполняются. Ни одному из тамошних чиновников даже в голову не придет заниматься прожектерством (как это было у нас с нашумевшим планом закручивания Садового в одну сторону), а уж тем более ваять небоскребы и исполинскиеТК без оглядки на улично-дорожную сеть.

Москве необходима комплексная программа по долгосрочному планированию всех мероприятий, касающихся преобразований дорожной сети. И видно это на примере все той же выделенки. В конце прошлого года Департамент транспорта пообещал, что эксперимент по внедрению выделенных полос начнется на Волоколамском шоссе в первой половине... 2007 года. Однако со второй половины 2007-го, как мы знаем, стартовала реконструкция развязки на Соколе, и что сейчас происходит на Волоколамке, описанию просто не поддается. Выходит, делая заявление об обустройстве выделенки, власти понятия не имели о предстоящих преобразованиях?

А если подумать?

Возможно, московское правительство действует продуманно и последовательно. Но где в таком случае плоды этого взвешенного подхода?

На Крестовском мосту, Ленинградке, Тверской Заставе полным ходом идет долговременная реконструкция: все огорожено, перекрыто, вокруг заторы. Ситуация уже аховая, а впереди зима и возведение развязки в Вешняках... Все эти «стройки века» происходят по одному сценарию: отсутствует внятная предварительная информация о процессе и введении ограничений движения, ожидаемый по завершении строительства эффект сводится к словам «все будет хорошо». Аргументированными разъяснениями, чем и насколько хорошо, никто себя не утруждает. Людей просто ставят перед фактом, что не может не вызывать законного раздражения и подозрительного отношения уже к любым планам чиновников.

В полной мере это относится и к выделенным полосам. Эти полосы полезны для города? Разжуйте нам, глупым и злобным, чем именно они полезны. Предайте гласности результаты научных исследований, обсудите их с населением с цифрами в руках. Организуйте общественные слушания – не формальные, как водится, а с привлечением экспертов из автомобильного сообщества. Давайте подумаем вместе, хорошо подумаем! А вдруг да выяснится, что предполагаемый КПД выделенок стремится к нулю? Для чего тогда затевать эксперименты?

Подпишитесь на «За рулем» в

19.11.2007
Поделиться: