Два бойца
Семейство «бобров» появилось не на пустом месте – их предком значится гусеничный транспортер ГАЗ-3409. К моменту, когда ветерана сняли с производства, он успел послужить в армии и потрудиться на благо геологов и нефтяников. Наследников в генералы не прочили – их проектировали для иной, абсолютно мирной жизни. Отсюда различия в компоновке. Отказавшись от среднемоторной схемы, создатели предпочли классическую автомобильную: мотор – спереди, ведущие звездочки – сзади. Ради снижения стоимости машину максимально унифицировали… с «Соболем»! От него вездеход позаимствовал дизельный двигатель «Штайр», пятиступенчатую коробку передач, кузов и элементы оборудования салона. Впрочем, недавно завод выпустил пилотную партию машин с автоматом известной фирмы ZF. Ходовая у обеих машин, получивших заводской индекс ГАЗ-340394, одинаковая – пара резинометаллических гусениц опирается на снабженные торсионами катки.
Собственно резина присутствует в трех местах. Это – сайлент-блок, заменяющий стальной палец в соединении траков; обрезиненная дорожка качения катков, исключающая намерзание снега, и наружные башмаки «для форсу», то есть для проезда по асфальту (они гарантируют зазор между покрытием дороги и разрушающими его металлическими звеньями). Эти же гусеницы движут «Бобр» на плаву. Дело в том, что давление воды в зоне нижней ветви выше, чем у верхней, из-за чего первая создает большее толкающее усилие, и машина плывет в нужном направлении. Чтобы не залить двигатель, жабры на капоте во время заплыва надо держать герметично закрытыми. Со всеми прочими нюансами управления мы предпочли ознакомиться на практике.
Для того чтобы забраться на место водителя, особой гибкости не потребовалось, ведь «Бобр» – тот же «Соболь», только на гусеницах. А вот внутри привычны только ремень безопасности, рычаг переключения передач и рулевая колонка. Само рулевое колесо отсутствует – его заменяют два рычага по бокам водительского кресла (для облегчения посадки левый на стоянке можно опустить на пол – в нерабочее положение). Нет и педали тормоза – ее функции выполняют все те же рычаги. Зато под правой рукой прибавление – рукоятки управления демультипликатором и коробкой отбора мощности.
Осмотревшись, начинаем движение. Снаряженная масса вездехода близка к «газелевской», так что мощности штатного двигателя вполне хватает для динамичной езды. Правда, мчаться по извилистой дороге со скоростью 50 км/ч, подруливая короткими рывками управляющих рычагов, весьма непривычно. Незаурядной ловкости требует проезд препятствий с переходом на пониженную передачу: тут необходимо одновременно и притормаживать, взяв оба рычага на себя, и переключаться. Без третьей руки никак – приходится останавливаться.
А вот испытатели как-то обходятся, на ходу исполняя руками виртуозные па. Плавностью хода «Бобр» очень напоминает большой джип. Жаль, база коротковата – при довольно мягкой подвеске машина склонна к клевкам при торможении и к раскачке на пологой волне. Да еще звукоизоляция так себе – шум от ведущих звездочек и катков не дает слушать собеседника. Зато разворачиваться – одно удовольствие. Разогнавшись по песчаной косе до 30 км/ч, резко «взводим» правый рычаг, и машина, описав полукруг диаметром около 10 метров, устремляется в обратную сторону.
У «Бобра» с автоматической коробкой передач педалей еще меньше. Точнее, всего одна – акселератор. Ну а рычаг КП заменили селектором. Управлять этой машиной гораздо приятнее – рук и ног тут хватает. Да и едет такой вездеход куда динамичнее – благодаря быстрому (и весьма плавному!) переключению передач «Бобр» в этот момент не теряет скорости. К сожалению, сравнить время разгона обеих модификаций нам не удалось – у гусеничной техники этот параметр не нормируют (а у испытателей нет ни приборов, ни методики замера). Впрочем, преимущество хорошо заметно и на глазок – доведется выбирать, не ошибетесь.
Правда, пока в продаже лишь «механическая» версия – ее выпускают в количестве 100 единиц в год по цене 1800 тыс. руб. Но автомат уже на подходе – серийный выпуск планируют в будущем году.