Красота требует жертв
А это, знаете ли, означает "исключение предусмотренных или установка непредусмотренных конструкцией конкретного автомобиля составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения". Настораживает, да? Да, в особенности гаишников...
Что и говорить, тюнинг в нашей стране часто принимает довольно-таки дикий характер. И неоправданно рисковый. А для того, чтобы было все по правилам, надо определиться.
Если вы идете на малейшее изменение конструкции нового (то есть еще не зарегистрированного ТС) - все работы расцениваются как изготовление нового полнокомплектного автомобиля. При этом базовая машина выступает как комплектующее изделие (!). И, согласно закону "О безопасности дорожного движения", может быть зарегистрирована только при наличии "Одобрения типа транспортного средства". И понеслось... Завод-изготовитель, НАМИ, прочие уполномоченные организации, соответствия/несоответствия, куча денег... Брали бы пример с таких молодцов как AMG, Brabus, Lorinser - они работают совместно с головным заводом Mercedes, поэтому никаких проблем с сертификацией нет. А тут...
А тут, согласно действующему законодательству, почти все "тюненные" автомобили не имеют права ездить по дорогам. Это же касается и тех, что модифицировались уже после регистрации. На деле вы можете кататься долго - до следующего техосмотра, поскольку на дорогах у нас пока кенгурины не снимают...
А занимаются таким "кенгуриным" тюнингом чуть ли не в каждом гараже. Однако сертификацией своих творений не занимаются. Муторно слишком. Тем временем даже замена стандартных колесных дисков на "восьмом" семействе на 14-дюймовые уже вне закона. Нет у них сертификата для машин этой серии! Или вот увеличили вашей машинке динамику, а потом уговорили доработать тормозную систему - установить диски побольше или дисковые тормоза на задние колеса... Делать это без согласования с компетентными органами сертификации запрещено. Как и ставить "спортивные" рули, педали, сиденья, если они не имеют сертификата соответствия. То же самое относится к оптике, проставкам под амортизаторные стойки и т. д.
Если говорить о доработке "внутренностей", тут есть еще пара моментов. Исключаем тормозную систему и рулевое управление - а остальное напрямую на безопасность не влияет. Значит, вроде, можно переделывать. Двигатель или коробку передач разрешено дорабатывать, но - только используя сертифицированные детали: шестерни, поршни, валы. При этом избежать документальных заморочек все равно не удастся. Допустим, в результате доработки возросла мощность мотора. Придется менять сведения в регистрационных документах. Дело тут вовсе не в гаишном формализме, а в налогах: возросла мощность - плати больше. Правда, заметить переделку агрегатов (если нет внешних признаков) невозможно. Не будет же инспектор лазить в мотор...
Интересно, что на иномарках закон спотыкается. Их конструкция заранее подразумевает установку разных деталей одного и того же назначения. Есть выбор! Тех же колесных дисков или же тормозных механизмов. Данные есть в каталогах автомобилей. Кстати, о внешних элементах (форме бампера, наличия спойлера, кенгурятника) ничего не написано. Поэтому проконтролировать, сертифицирован или нет внешней обвес, на ТО не всегда возможно. Чем не вариант? Можно купить подержанную тюнинговую машину за границей. Сертификация транспортных средств, ввезенных физическими лицами, не производится.
А как советует делать закон?
Сначала нужно обратиться с заявлением в подразделение ГАИ по месту учета ТС. Там все документально оформят. Затем идем в органы сертификации, уполномоченные Главным Управлением ГАИ. Здесь выдадут заключение с полным перечнем работ, что необходимо провести при внесении изменений в конструкцию. Порекомендуют и место переделки.
Оттюнинговавшись, не забудьте взять в мастерской заявление-декларацию об объеме и качестве проделанной работы. Если же вы все переделали сами, то сами себе и пишите (кроме шуток!). Только существуют некоторые ответственные работы, которые делать самостоятельно нельзя...
Теперь - на пункт техосмотра. По результатам проверки на машину оформят диагностическую карту.
И вот - последний этап. Собираем кучу документов: паспорт (свой); документ, подтверждающий право собственности, пользования или владения машиной; ПТС и свидетельство о регистрации, заявление с решением ГАИ (см. выше), заявление-декларация, диагностическую карту, а также заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на использованные для переоборудования детали (которые подлежат сертификации). Несем в ГАИ... Ждем. Долго ждем. ГАИ будет совещаться и рассматривать. Если все в порядке, то в конце концов вам дадут "Свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности". Это и будет основанием для внесения изменений в регистрационные документы.
Тягомотина, конечно, ужасная. Вряд ли кто-то станет этим реально заниматься даже ради существенных переделок машины. Тюнинговые автомобили в своем большинстве ездят без всяких сертификатов и при этом с талонами ГТО. Конечно, такой автомобиль несложно выделить из общего потока - тот же кенгурятник на "Самаре", диски нестандартного размера или вылета, приподнятый зад и так далее. Однако - не останавливают... Индульгенция под стеклом спасает.
К сведению:
Тюнинг это или не тюнинг, однако выделиться страсть как хочется! Особенно - за недорого. Вот и начали некоторые ставить дополнительные фары с газоразрядными стробоскопические лампами. Переделки конструкции нет - значит запретить, вроде, не могут. Зато какая красота! - как у президентского кортежа. А вот фигли вам мигли. Согласно пункту 5.9 Правил ЕЭК ООН №48, никакой огонь транспортного средства не может быть мигающим, за исключением указателей поворота и аварийной сигнализации.
Вот так. Нельзя стробоскопы. Кроме всего прочего, они относятся к спецсигналам, которые разрешается ставить только на машинах оперативных служб. Хотя это и привлекает больше всего.
Мы далеко не впереди планеты
Кажется, что ужаснее нашего внешнего "гаражного тюнинга" ничего быть не может. Может! Пример тому Кипр. На этом острове тюнерский рай! Там вообще не знают никакого техосмотра - каждый делает со свое машиной, что хочет. Жаркое солнце вынуждает затонировать все стекла (кроме лобового) вообще вглухую. А в переднем как правило оставляют нечто похожее на амбразуру на уровне глаз водителя. Про внешние навороты речь вообще не идет, это надо видеть...