Область покрытия
Нынче автомобиль настолько насыщен электронными системами, что оценка его состояния по старинке, на глазок, неприемлема. Время «самородков» уходит. Нужна армия специалистов, способных диагностировать множество марок и моделей машин на основе современных научных взглядов и объективных показаний точных приборов.
На рынке диагностической техники давно известна самарская фирма НПП «НТС», в свое время создавшая первый прибор для проверки систем управления двигателями ВАЗ. Это ДСТ-2М, получивший такое признание специалистов, что его даже «прописали» в руководствах по ремонту автомобилей в качестве дилерского сканера. «Старичок» ДСТ-2М до сих пор пользуется спросом. Когда он сойдет со сцены, сменные картриджи с программным обеспечением для него будут по-прежнему обновлять - ведь этим прибором обзавелись уже свыше 10 тысяч пользователей!
Новые пользователи все чаще предпочитают современный сканер ДСТ-1 0Н (цена полного комплекта 23 650 руб.), который при покупке включает в себя полный комплект программ для диагностики автомобилей ВАЗ, GM-АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, ЗАЗ, «Ока» (СеАЗ), «Дэу», КИА, группы «Фольксваген» («Ауди», СЕАТ, «Шкода», «Фольксваген») - соответственно, в тестере есть поддержка протокола OBD-II. Механик выбирает марку машины и включает функцию «автоопределение»: на табло должен высветиться тип контроллера. Если ошибки нет, жмет на клавишу «ввод». И все! Ну а в случае недоразумений введет тип блока управления вручную.
Не охвачены пока «волги» с мотором «Крайслер», но скоро эту недоработку устранят. В продаже уже появился показанный на фото адаптер АК-4: он позволит работать с блоками управления, поддерживающими «волговский» протокол обмена Л 850PWM, а пока к выпуску готовится соответствующее программное обеспечение тестеров.
Программные модули ДСТ-1 0Н вписаны в энергонезависимую память, условно поделенную на восемь ячеек по 1 Мб каждая. В настоящее время полный комплект диагностических программ состоит из пяти модулей, а три ячейки памяти свободны, но уже на подходе модуль для диагностики автомобилей «Опель», а затем «Рено». Есть и резерв: программный модуль обычно занимает меньше 1 Мб, поэтому блоки можно уплотнять, добавляя новые.
Развитие интернета и компьютерной грамотности многим позволяет экономить: программное обеспечение сканера ДСТ-10Н можно обновить самому, скачав из Сети; для связи с компьютером выпускается кабельный комплект ДСТ-10-ПК. Вообразите, например, что ваш сканер не смог найти связь с каким-то новым контроллером ВАЗа, номер прошивки на вашем приборе 5.17.1 (последняя цифра означает номер подверсии). А нужная вам прошивка, с которой связь возможна, - 5.17.2. Такая перепрошивка в пределах подверсий будет бесплатной. Если же появляется совсем новая прошивка, то для нее придется приобрести у дилера код регистрации.
Перспективы семейства ДСТ-10 ясны: как только объем его памяти будет исчерпан, производитель его увеличит. Диагносты народ требовательный - особенно знакомые с импортной техникой. Самар-цы разрабатывают для них новый прибор ДСТ-20, на уровне импортных аналогов - с операционной системой Windows CE, 5-дюймовым экраном, памятью 128 Мб и обновлением программ через разъем USB. Кроме базовых модулей, могут появиться всевозможные подсказки, справочная информация, клиентская база и т.д.
Для проверки исполнительных элементов - регулятора холостого хода, катушки зажигания, датчика ПДЗ и т.д. -фирма производит тестер ДСТ-6С-МК. Обновленный вариант поместили в металлический корпус, отсюда лучшая помехозащищенность. Этот компактный прибор - верный помощник не только механика, но и продавца в магазине запчастей. Со временем появится следующий вариант тестера - ДСТ-60. Кроме привычных функций, в нем будет встроенный мультиметр. Сегодня его задачи возложены на отдельный прибор UMM-2, способный измерить напряжение, силу тока, сопротивление, напряжение во вторичной цепи системы зажигания, угол замкнутого состояния контактов, частоту вращения коленвала. Для обеспечения точности самого прибора предусмотрена возможность его калибровки.
Наряду с многофункциональными тестерами фирма предлагает специализированные приборы для проверки катушек, форсунок, регуляторов холостого хода и т.д. Конструкции постоянно развиваются. Сейчас идут работы по модернизации корпуса высоковольтного разрядника - чтобы напряжение пробоя не зависело от влажности и давления воздуха, он будет герметичным.
Многие клиенты считают, что диагностика неполна без современного компьютера - фирма это учитывает. Последняя разработка - «Мотор-Тестер МТ10», естественно, включающий в себя и сканер. Начнем с упрощенной, компактной версии - компьютерный «Сканер МТ10СО» за 15 950 руб. («СО» означает сканер-осциллограф). Двухканальный осциллограф особенно полезен при проверке исполнительных механизмов, а что касается сканера, то у него охват моделей гораздо шире, чем у приборов ДСТ. Помимо уже названных автомобилей, он работает с ЭБУ «Опеля», «Хёндай», «Рено», «Форда» - как по протоколу Л 850PWM, так и по современной шине CAN.
Он позволяет следить за параметрами в цифровом и графическом виде, пользоваться подсказками, вести базу данных по выполненным работам, распечатывать отчеты. Рекомендуемые значения параметров можно не знать - нужно лишь задать сканеру предельные. Величины за границами диапазона выделяются на экране цветом.
Для продвинутых специалистов выпускается комплекс «Мотор-Тестер МТ10» с блоком диагностики АМД-4А, обеспечивающим множество других функций - настоящий мотор-тестер с функциями многоканального осциллографа (цена 48 950 руб.). Впечатляет чемодан с аксессуарами - стробоскопом, датчиками давления, разрежения, высокого напряжения, коммутатором, токовыми клещами, разнообразными переходниками с адаптерами и т.п. В комплекте с оборудованием поставляется книга по диагностике и видеодиск с учебными материалами. Для удобства работы и во избежание путаницы с проводами фирма предлагает пользователю компьютерную стойку собственной разработки (8250 руб.).
В первую очередь фирма заботится о диагностике самых популярных моделей, но их растущее разнообразие ставит перед разработчиками НПП «НТС» насущную задачу - непрерывно расширять «область покрытия», чтобы отечественные приборы одинаково хорошо могли справляться как с диагностикой наших автомобилей, так и иномарок. На сегодняшний день для диагностики «Мотор-Тестером МТ10» доступно уже 165 опрашиваемых блоков, и список этот постоянно пополняется.