Ременные вариации
Невзрачный с виду ремень -главный в бесступенчатом вариаторе. Именно на его долю приходится основная нагрузка при передаче крутящего момента от двигателя к колесам. О его прочность спотыкаются разработчики, намереваясь оснастить вариатором очередной, еще более мощный и скоростной автомобиль.
Заметный прорыв удался фирме «КонтиТех»; она продемонстрировала в Ганновере так называемый гибридный ремень (Hybridring), способный работать в вариаторе всухую. Существующие ремни - по сути, набор металлических пластин - требуют постоянной смазки, что уменьшает трение - приходится сжимать конические половинки шкивов с огромными усилиями. Эти усилия развивают гидроцилиндры, которым нужен отдельный насос - а все это вместе - дополнительный расход топлива.
С новым «гибридом»управляющая гидравлика не нужна, сухое трение позволяет лишь слегка сжимать ремень для передачи достаточно большого крутящего момента. КПД ременного вариатора вырос до 90-95% против типичных до сих пор 60%, а это - прямая экономия топлива!
Новинка устроена довольно хитро: два параллельных двусторонних зубчатых ремня при сборке вдвигаются снаружи в пазы пластинчатых блоков, которые и создают необходимое сухое трение. Разумеется, никто не расскажет вам, из чего они сделаны, да это сейчас и не важно. Главное - такой сборный ремень при общей ширине 25 мм и расстоянии между осями шкивов 150-170 мм передает момент от 100 до 130 Н.м. Причем кратковременные перегрузки до 180 Н.м ему не страшны. Передаточное число изменяется шестикратно за счет сдвигания конических щек шкивов с помощью электромотора - никакой гидравлики, жидкости, уплотнений, высокого давления!