Боевые перья
Этот портрет уже не первый раз на страницах журнала, а для нас, его сотрудников, он вообще стал атрибутом редакции с тех пор, как в ее стенах появилась работа народного художника России Сергея Присекина – «Первый главный редактор «За рулем» Николай Осинский». Портрет висит в самом большом кабинете нашего дома, где раз в месяц мы собираемся на летучку обсудить только что вышедший номер ЗР. Вместе с нами, таким образом, и Валериан Валерианович – человек, которому, как и Михаилу Кольцову, журнал обязан своим рождением. Более того, старт автомобилизма в советской России современники Осинского, а позднее историки связывают с его именем. И здесь нет преувеличения. В какой бы роли он ни выступал в те годы – председателя ВСНХ, руководителя ЦСУ, директора Института народного хозяйства, дипломата, – автомобиль, автомобилестроение были для него особо значимы.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Он окончил Московский университет, учился в Германии, дважды выезжал в Америку изучать экономику автомобильно-дорожного дела, был знаком с Генри Фордом и заслуженно считался одним из самых образованных в этой области специалистов. Свой научный багаж и богатый опыт (автомобиль был и его личным увлечением) он обратил на реализацию идеи, которую обнародовал в наделавшей много шума статье «Американский автомобиль или российская телега». Она была напечатана в «Правде» в 1927 году и в полемической форме ратовала за незамедлительное развитие страны по пути автомобилизации, без чего невозможен ее прогресс.
Далее последовали дела – организация «Автодора», издание «За рулем», строительство ГАЗа, реконструкция АМО, Каракумский пробег…
Подшивки «За рулем» первого десятилетия хранят немало выступлений главного редактора по самым жгучим проблемам, волновавшим как поборников автомобилизации, так и сомневающихся, коих было совсем не мало. Одно только перечисление тем его статей говорит о круге интересов автора. Тут и анализ того, что дал Каракумский пробег, и отчет о пробеге иномарок на российских дорогах (внизу на фото первый слева тянет машину Осинский), обзоры американской автоиндустрии и, конечно же, статьи о путях советского автомобилестроения. Остановлюсь только на дискуссии, которая развернулась при самом активном участии главного редактора на страницах ЗР в 1931 году, незадолго до пуска ГАЗа.
С самого начала, как мы уже не раз вспоминали, «За рулем» на первой странице нес девиз «Автомобиль – трудящимся!». Надо немного представлять то время, чтобы оценить смелость такого призыва. Начало сталинского всевластия, борьба с классовым врагом, с кулачеством, жупел «вредительства», а тут на тебе – «автомобиль рабочему и крестьянину!». Чем не призыв брать курс на капитализм! Такое не могло остаться без последствий. Популярная тогда газета «Гудок», взявшая на себя в то время, помимо железнодорожного, еще и местный (гужевой, автомобильный) транспорт, выступила со статьями (первая из них Вл. Кононова называлась «Вчера и сегодня в автодорожном деле»), резко осуждавшими позицию Осинского. Делалось это под видом заботы о первоочередном производстве тяжелых грузовиков, но выглядело так: «Дешевый массовый легковой автомобиль и дешевый малотоннажный грузовик есть кулацкий лозунг, а решение о постройке Нижегородского автомобильного гиганта и реконструкции АМО – плод «самотека». На этом основании лозунги «Автодора» объявляются автором негодными, вредными, враждебными социалистическому строительству и борьбе рабочего класса. Более того – делается вывод, что «вредители всех толков могли только радоваться такому началу плановой автомобилизации СССР».
Жаль, из-за недостатка места нельзя процитировать, как аргументированно, зло, иронично отвечал Осинский оппонентам на страницах журнала. Одна только выдержка: «Имея в голове не вывихнутые мозги, вряд ли можно допустить, что то, что правильно и вчера и завтра, сегодня оказывалось негодным и враждебным. Это уже не диалектика, а помрачение ума». И далее: «Если «Гудок» взялся за безрельсовый транспорт, то мы должны потребовать от него знания и ясного понимания того, о чем он рассуждает».
Подводя итоги дискуссии, президиум ЦС «Автодора» посчитал вредным выступление «Гудка». «Лозунг «Автомобиль – трудящимся!», под которым общество три года назад начало свою работу, полностью остается в силе». Увы, «Автодору» жить оставалось недолго: в 1935 году он был ликвидирован, а в 1938-м инициатор его создания Николай Осинский стал жертвой сталинских репрессий.
Что можно добавить к этому? «За рулем» в своей истории, при всех изменениях в жизни страны, в жизни самой редакции старался следовать этому призыву, осуществление которого, к сожалению, растянулось на долгие годы.