Делать журнал так интересно!
От идей до тиража
В редакции «За рулем» работает 42 человека. Средний возраст сотрудников - 38,5 года. Ежемесячный их продукт для сдачи в типографию - журнал объемом 220-250 страниц (не считая рекламы). Это 90-105 статей.
Можно сказать, все, что появляется в журнале, начинается с идеи. Мало кто из нынешних авторов работал в ЗР в советские времена, но мы дружно снимаем шляпы перед коллективом тех лет. Отечественный автопром «выдавал» в лучшем случае одну-две модели в пятилетку, на презентации иномарок советских журналистов не звали, множество экономических и социальных тем были, по существу, закрытыми… Но наши коллеги ухитрялись ежемесячно издавать интереснейший популярный журнал!
Сейчас идей и тем вокруг более чем достаточно. Только поспевай за появлением новых моделей повсюду в мире, организуй сравнительные тесты, находи в них изюминку, а вдогонку - готовь обзоры новинок современной техники. Автопром в России и за рубежом все время в движении: новые заводы, альянсы, соглашения - ничего не упустить! А еще тенденции рынка, дилерские новации. Ну и, конечно, дорожное движение, безопасность, пробеги, путешествия, автоспорт и тюнинг. Море тем! Результатом месяца напряженной работы всей редакции (а этому предшествовал как минимум месяц подготовительной) становится виртуальный (электронный) номер «За рулем». Его в виде файлов PDF отправляют в печать - в типографию за три тысячи километров.
Скреплено печатью
Предприятий, готовых выпускать журнал солидного объема (350-500 страниц) тиражом 550-580 тысяч ежемесячно, в России пока нет, да и в Европе совсем не много. «За рулем» печатается в Италии - в Турине, в одном из крупнейших европейских комбинатов ILTE.
Страницы журнала поступают сюда в виде файлов; методом электронно-механического гравирования изображение (иллюстрации и текст) переносят на печатные цилиндры. Изготовление этих цилиндров - цепь сложных операций, включая электрохимические, в ходе которых на стальную болванку цилиндра наносят съемное покрытие - медную рубашку (слой для гравирования изображения). Это чем-то напоминает штамповку в автомобильном производстве - процесс дорогостоящий и поэтому рентабельный лишь при очень больших объемах выпуска.
Печать последовательно происходит в четырех секциях машины, каждая из которых наносит одну из основных красок (желтая, голубая, пурпурная, черная), а их точное наложение друг на друга позволяет получить любой оттенок радуги.
Бумажное полотно разрезают на ленты - их складывают в тетради объемом до 132 страниц. В брошюровочном цехе тетради комплектуют, склеивают, обрезают. Из нескольких тетрадей и получается в конце концов журнал.
Через Альпы, Карпаты и… таможню
…Огромный грузовик с логотипом «Совтрансавто» подъезжает длинным бортом к распахнутым воротам складского ангара. Дальнобойщик едва успевает расчехлить кузов, как автопогрузчикуже подсовывает «руки» под первую палету со свежим номером «За рулем». Машина задержалась, времени на разгрузку в обрез -склад будет работать почти всю ночь.
Причина задержки - забастовка дорожников в Италии, отстаивающих право раньше уходить на пенсию. Она пришлась как раз на те дни, когда российский караван вставал под загрузку в туринской типографии.
- Из-за этой забастовки потерял двое суток! - сетует водитель «Мерседеса» Михаил Хоменков. - Обычно дорога занимает дней шесть-семь, а в этот раз - все восемь. Добирался через Словению, Венгрию, въехал на Украину через пограничный пост в Чопе, а российскую границу пересекал в районе Белгорода. К потерянному времени на итальянских автобанах добавились огромные очереди на переходах.
- Простоял восемь часов! - продолжает Михаил. -Но под Новый год на границе у нас всегда такие «хвосты». Все стараются ввезти до праздников побольше товара. Кто ширпотреб, кто технику, кто продукты, а мне второй год подряд достался первый номер «За рулем».
Михаил - дальнобойщик с большим стажем. Колесит по Европе с 1980 года - пришел в «Совтрансавто» сразу после армии.
- Когда везешь «За рулем» и гаишники, и таможенники просят подарить номер! - так водитель оценивает специфику груза. - Я уж не говорю, что журналы куда приятнее и безопаснее, чем скоропортящийся товар. Двадцать одна тонна груза ведет себя «спокойно» - не двигается, не перекатывается, не боится неровностей российских дорог. Хотя как читатель «За рулем» я, естественно, понимаю: журнал должен быть доставлен как можно скорее - свежим! Изо всех сил старался доехать вовремя. В Европе же не сэкономишь на сне - специальный прибор контролирует рабочее время, а рулить можно не более 8 часов в сутки - такие здесь строгости!
Чтобы журнал вовремя попал к подписчикам и в торговые точки, отдуваться в итоге приходится работникам склада «За рулем».
Вячеслав Осипов работает здесь уже пятый год.
- Тираж привозят в 18-20 фурах. В зависимости от толщины каждого номера это 23-25 «кубиков» - палет, заполненных журналами, - рассказывает Вячеслав, ловко манипулируя рычагами «Ниссана». Автопогрузчик с веселеньким жужжанием подцепляет полозьями очередной «кубик» и ловко забрасывает его на вершину. Мы беседуем в основном на ходу - в освобожденной для приема тиража части ангара быстро растет стенка из упакованных журналов.
- Отдыхать не придется, - сетует Вячеслав, - буквально через несколько часов появится первый «покупатель» из тех, кто забирает тираж и развозит по торговым точкам.
Журналы громоздятся все выше и выше. Первый «Мерседес» уехал минут пятнадцать назад, а в декабрьской темноте уже сигналит фарами следующий грузовик - ДАФ. Преодолев Альпы, Карпаты и все границы, караван «За рулем» подтягивается на разгрузку…
Сказано - сделано
Дальше журнал отправляется в путешествие по России. Часть тиража расходится по подписке. Во времена, когда многие издания оставались вовсе без подписчиков, ЗР их сохранил: у него - более 100 тысяч постоянных! Причем многие выбрали возможность получать журнал на дом относительно недавно и подписываются по-современному, через Интернет. Большая же часть тиража продается в розницу - свежие номера с нетерпением ждут в Москве и на Камчатке, в Мурманске и Владивостоке - повсюду.
…А первый экземпляр первого номера журнала за 2008 год мы решили доставить тому самому читателю из Чебоксар Алексею Харитонову, который попросил рассказать, как делается «За рулем». Сказано - сделано: распаковали первую пачку, и верхний экземпляр из нее с нашим сопровождающим уехал вечерним поездом за 600 км от Москвы.
На наш взгляд, Харитонов - вполне типичный читатель и подписчик. Ему 31 год, ЗР читал с детства (выписывал отец). После армии, когда стал жить отдельно, подписывался сам. При встрече Андрей рассказал, что работает на стройке и не жалуется: платят неплохо, а под обязательство отработать в компании 10 лет получил новую просторную «двушку». Для него это важно - жена Надежда ждет второго ребенка. Правда, чтобы обставить квартиру, пришлось продать старый автомобиль - «копейку», но в планах на этот год покупка в кредит нового. Пока решают, на чем остановить выбор: основные претенденты - «Лада» десятого семейства и «Рено-Логан».
- Я участвую во всех акциях ЗР, заполняю все анкеты, - рассказал Алексей. - Мне это интересно, да таким образом, между прочим, легче понять, какой именно автомобиль нужен нашей семье. А может, когда-нибудь что-то да выиграю-я ведь везучий…
Может быть… Как показывает наш компьютер, Алексей за последние семь лет заполнил и прислал 39 анкет! Пока не выиграл, но ведь все еще впереди. А наш журнал уже выиграл, раз у него есть такие читатели и подписчики!