Наемный принц бензоколонки
ОТКАЗЫВАЙ, УЛЫБАЯСЬ!
- Браток, дай я заеду! Пока вы сливаетесь - я подожду! - «дальнобой» высовывается из кабины автовоза. На его платформе - десяток «фордов» из Всеволожска. По номерам вижу - тащит их в Казань.
И что прикажете делать, если в руках у меня «кирпич»? Жалко мужика, но придется отказать - когда из цистерны сливают в подземные емкости бензин, на площадке АЗС не должно быть машин. Прикидываюсь «мелкой сошкой», улыбаюсь, развожу руками. Старший оператор АЗС потом меня похвалила:
- Правильно вы, товарищ корреспондент, сделали! Порядок - по уставу. А он, как вас в армии учили, - писан кровью!
Одним словом, автовоз смог заправиться лишь после того, как бензин слили до капли, после чего я убрал территорию -собственными силами и пластиковой метлой. Молодых солдат в советское время заставляли мести плац ломом. На заправке так нельзя - искр там, где есть бензин, быть не должно.
Надо сказать, что освоение профессии автозаправщика оказалось самым «бюрократизированным». Во всяком случае, инструктаж перед заступлением на смену занял именно час, как положено. А на изучение инструкций по безопасности работы, оказанию медицинской помощи и противопожарным действиям (каждая - листов тридцать!) ушло еще столько же времени. Все по-честному - как говорится, без скидок на журналистское удостоверение.
Но главное, что я запомнил: каждому клиенту - бесплатную улыбку! Девушкам улыбаться получалось. Дальнобойщикам -с трудом…
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
- Простите за нескромность, а какой у вас размер? - поинтересовались у корреспондента «За рулем» в центре общественных связей «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». - Если собираетесь работать на нашей станции, мы должны подобрать вам униформу.
Мелочь, скажете вы? Зато сегодня это норма даже для глубинки.
Автозаправочная станция, на которой мне пришлось постигать азы профессии, находилась в паре десятков километров от Нижнего Новгорода. Мы выбрали «ЛУКОЙЛ» просто потому, что эта компания первой в России еще пару лет назад публично объявила о внедрении в своей автозаправочной сети целого ряда корпоративных стандартов, правил и положений. В первую очередь это относилось к системе контроля качества топлива на АЗС, но распространялось и на ассортимент шоколада в фирменном магазине при станции.
- Просто «сникерсом» в магазине сегодня клиента не привлечешь, - считает директор Нижегородской нефтебазы Сергей Михайлов. - Но правильная, научная раскладка товаров в магазине тоже помогает увеличить доходы.
Впрочем, главное, по мнению специалистов, в нынешней конкурентной борьбе автозаправок - это качество продаваемой продукции. Соответственно - и контроль этого самого качества.
«ЛУКОЙЛ» в этом плане находится в выгодном положении: ведь бензин, произведенный на собственном заводе, перевозится собственным бензовозом и продается на собственной заправке. Естественно, на каждом этапе происходит процедура отбора проб…
КАЧЕСТВО - ЗАЛОГ УСПЕХА
Эта мудреная процедура и стала для меня первым поручением. Вернее, доверили ассистировать старшему оператору -очаровательной с клиентами и строгой с персоналом Елене Волковой.
Вначале нужно забраться на цистерну, убедиться в сохранности фирменной пломбы, набрать в металлический цилиндр литра полтора 92-го, на тросе спустить, не расплескав, вниз, перелить в прозрачную емкость и проверить денсиметром плотность топлива. Затем повторить процедуру с 95-м бензином. Оказывается, цистерна бензовоза бывает разделена на части и в каждой - свой бензин. Емкость, куда бензин сливают, также подвергается контролю. Специальный индикатор определяет наличие в подземной цистерне остатков воды, а если помазать длинный шест реактивом - определяешь заполненность бака. То есть сколько топлива в состоянии принять АЗС. И хотя для этого есть специальные датчики, «шестовой контроль» никто не отменял.
- В задачу старшего оператора входит также заказ бензина и дизтоплива, - поясняет обязанности современной «королевы бензоколонки» Е.Волкова. - Наша заправка находится на трассе с интенсивным движением. За смену обслуживаем до тысячи автомобилей - и легковых, и грузовых. Тут нужно корректировать заказы даже по дням недели: например, в пятницу, когда люди едут за город, потребуется больше 95-го. К тому же «моя» АЗС находится поблизости от коттеджей «Зеленого городка»: именно на этой заправке по пятницам «затаривается» вся нижегородская элита, и любой «прокол» заправщика становится ЧП. А пожаловаться на рядового заправщика проще простого, воспользовавшись круглосуточной «Горячей линией» «ЛУКОЙЛа».
- Мы рассматриваем каждую жалобу клиента, - уверяет сотрудница центра общественных связей Анна Руденко. - Если жалоба касается качества топлива - реагируем моментально. Но и претензии к обслуживанию не остаются незамеченными.
Если жалоба клиента - не каприз, не связана с плохим настроением покупателя, оператор может лишиться части заработка. Оказывается, есть серьезный стимул улыбаться каждому, заехавшему на АЗС.
ТРЕБУЮТСЯ ГРАМОТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
- Нужны ли нам люди? Грамотные специалисты - необходимы, - отвечает на «фирменный» вопрос нашей рубрики Сергей Михайлов. - Но, как вы знаете, поиск толковых специалистов - головная боль любого руководителя.
В сектор розничной торговли «ЛУКОЙЛ-Волганефте-продукт» входят 15 нефтебаз и 258 АЗС, их обслуживают 85 собственных бензовозов. За сутки станции реализуют 1200 тонн нефтепродуктов. В системе розничной торговли, которой командует Михайлов, на 48 АЗС трудится 864 человека.
- Нам бы очень хотелось, чтобы на АЗС приходили выпускники нефтяного техникума. Но они настолько востребованы, что легко находят места на нефтебазах - зарплата там больше, хлопот куда меньше - главное, никаких конфликтов с клиентами.
В огромном хозяйстве всегда требуются следующие специалисты: операторы АЗС, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, лаборанты химического анализа и ряд других профессий, включая водителей бензовозов.
- Любой кандидат попадает в наш Нижегородский центр подготовки кадров, - Сергей Михайлов рассказывает о порядке поступления в штат компании. -Образование минимум среднее. Обучение бесплатное и занимает три недели. Кандидат на должность оператора изучает теорию - как он должен работать. А затем практика под присмотром мастера на одной из заправок. Через неделю новичок получает оценки как за знание теории, так и за ее воплощение в жизнь. Спустя месяц подготовки ему присваивается разряд.
Каждая из крупных российских нефтяных компаний придерживается собственных правил в подборе кадров и, главное, в распределении нагрузки по обслуживанию клиентов. В ТНК-ВР, например, основную работу делают операторы-заправщики: считается, что на ВР клиент может не выходить из автомобиля - оператор сам заправит бак, примет деньги, принесет сдачу. В «ЛУКОЙЛе» клиент платит за бензин самостоятельно, поэтому самые квалифицированные на заправке - операторы у кассы. Более того, согласно уставу компании, оператору-заправщику вообще нельзя находиться в торговом зале, даже забежать погреться. Впрочем, иногда операторов-мужчин просят о помощи - 50-литровую канистру с маслом женщине-продавцу не поднять.
КАКОВ ДОХОД КОРОЛЯ БЕНЗОКОЛОНКИ?
С недоумением узнаю, что тарифная ставка заправщика всего около 7 тысяч рублей. Чем же привлекательна его работа?
- Когда меня спрашивают об этом, я предлагаю кандидату на должность самому посчитать заработок, - с лукавством отвечает на мое недоумение Михайлов. - Оператор может рассчитывать на ежемесячную премию за перевыполнение плана - 40% к тарифной ставке. Плюс 13-я зарплата - месячный оклад к концу года, 14-я зарплата - в соответствии с коллективным договором, 15-я зарплата - ко Дню нефтяника.
Это только денежная часть. Каждый оператор получает удобную, современную спецодежду. Дополнительно за вредность работы - молоко. Медицинский полис сотрудника АЗС стоит компании 33 тыс. рублей в год и дает право на бесплатное лечение в стационаре и стоматологическую помощь. За путевку в санаторий под Сочи на 20 отпускных дней сотрудник компании вместо 40 тыс. руб. платит 5200.
- Но и это не все, - словно Якубович в «Поле чудес», продолжает Михайлов. - Дети сотрудника обеспечены подарками к Новому году. А еще мы выплачиваем небольшую премию всем женщинам к 8 Марта, а мужикам - к 23 февраля. И вот когда я рассказал кандидату о том, сколько он будет зарабатывать, я предлагаю ему самому посчитать. И тот, кто считает быстро, чаще всего соглашается. А кто считать не умеет - нам не подойдет…..
Замечу, что в Москве и Подмосковье, а также в северных областях России тарифные ставки операторов АЗС умножаются на районные коэффициенты. В столице ставка оператора выше, чем в Нижнем, в 2-2,5 раза. На то она и столица…
- Так что, если вам угодно, господин корреспондент, - милости просим, - широким жестом направляет меня на работу Михайлов. - Но предупреждаю - стажер оператора должен и метлой уметь управлять. Оператору высокой квалификации мусор убирать не подобает - не царское это дело. А вам, боюсь, придется…
А еще он должен быть готов к 12-часовой рабочей смене, причем часть ее проходит на свежем воздухе - зимой на морозе, летом на жаре (правда, потом двое суток отдыха). Понятно, вдыхать бензиновые пары - вредно для здоровья. Но ведь в любой компании больше всего ценят молодых работников, которые не собираются всю жизнь вставлять заправочный пистолет в бак чужого автомобиля, а хотят учиться, расти по службе. Это - тоже один из корпоративных принципов.
…Что ж, «королем бензоколонки» я, конечно, не стал. Но с ролью принца по найму, похоже, справился.
ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ
Как правило, всем автозаправочным сетям требуются следующие специалисты: операторы АЗС, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, лаборанты химического анализа, а также водители бензовозов.
Начальная зарплата оператора АЗС в крупной сетевой компании - 7-16 тыс. рублей (в зависимости от региона) плюс социальный пакет.