Москва под колпаком
Уже через полгода фраза «Вас снимает скрытая камера!» перестанет вызывать улыбку у большой части россиян. По крайней мере, у тех, кто не мыслит себя без автомобиля. С июля 2008 года в России официально вступает в силу порядок видеофиксации правонарушений на дорогах. В порядке эксперимента видеокамеры уже установлены на некоторых участках автотрасс, в частности в столице и Подмосковье. Но именно с 1 июля результаты наблюдений, полученные с этих устройств, смогут использовать как доказательство правонарушений. Это станет третьим этапом вступления в силу изменений в российском Кодексе об административных правонарушениях.
Напомним: процесс начался летом прошлого года с ужесточения штрафов за основные нарушения ПДД. Несомненно, этот этап – революционный для отечественного законодательства. Практически он означает, что в июле в России будет отменена презумпция невиновности (в части нарушений правил дорожного движения).
Чего стоит ждать нашим автолюбителям в связи с этим? С таким вопросом редакция ГРЗ обратилась к заместителю начальника Департамента ОБДД МВД России полковнику милиции Владимиру Кузину.
В.К.: Этот шаг действительно меняет основные принципы законодательства. Хотя само применение понятия «презумпция невиновности» в отношении административных правонарушений юристы считают не совсем верным. Если мы обратимся к закону, то увидим, что презумпция невиновности относится к составу преступлений. Но так сложилось, что применять этот принцип стали и в отношении административных правонарушений, в частности нарушений ПДД.
А на самом деле сотрудник ГИБДД не должен «доказывать» вину водителя, и ему не нужны для этого понятые. С июля принцип, что лицо, привлекаемое к ответственности, не должно доказывать свою невиновность, и вовсе изымается. Такие же системы действуют и в Европе – в Великобритании, Голландии, Швейцарии, Германии. Основная идея одна – к ответственности привлекается собственник.
ГЗР: В связи с этим вопрос, который, наверное, волнует большинство автолюбителей: будет ли все же у собственников возможность доказать свою невиновность и избежать наказания?
В.К.: Такая возможность есть. Водитель вполне может доказать, что в момент, когда камерой было зарегистрировано нарушение, за рулем автомобиля находился не он. Но в этом случае необходимо обязательно подать сведения о человеке, которому была передана машина.
ГЗР: Когда камеры появятся на дорогах?
В.К.: В Москве уже есть точки, где установлено оборудование. В черте города камеры есть на участках в районе Сущевского Вала, Каретного Ряда, Садовой-Самотечной улицы и Рижской эстакады. За пределами столицы – это 62-й км трассы Москва – Минск и 45-й км автодороги «Урал». Проводится тестирование приборов по трем позициям – на фиксацию превышения скорости, проезда на красный свет и выезда на встречную полосу. Но множество вопросов еще предстоит решить. Создание системы предполагает приобретение и монтаж комплексов видеофиксации, соединительных каналов связи, оборудование центра приема и обработки видеозаписей. Основная трудность в том, чтобы система работала без участия сотрудника ГИБДД, автоматически. Техника идентифицирует номер машины, по этому номеру мы будем проверять владельца. Впоследствии он получит квитанцию-постановление со своей фотографией по почте. Полученная с приборов информация должна быть передана в сеть и в течение предположительно трех дней обработана.
Центры обработки информации создадут на базе уже существующих. В Москве это будет ГИБДД ГУВД по г. Москве.
ГЗР: Будет ли создан единый федеральный центр?
В.К.: Данные планируют собирать и обрабатывать на уровне субъектов РФ. В этом, кстати, одно из главных отличий российской системы видеофиксации правонарушений на дорогах от аналогичных европейских. В частности, от французской, которую российские разработчики взяли за основу. Во Франции центр обработки информации один – национальный. Но размеры Франции не сравнить с размерами Российской Федерации. Поэтому было решено, что в нашем случае данные удобнее аккумулировать на уровне субъектов.
ГЗР: Каким образом будут выбирать места для установки приборов?
В.К.: Комплексы появятся, во-первых, на основных магистралях. Во-вторых, в очагах аварийности. Мы собираемся использовать не только стационарные комплексы видеофиксации, но и мобильные. Последние даже предпочтительней, так как к стационарным водители привыкают, соответственно, эффективность снижается. Ведь они выполняют в основном профилактическую функцию. Поэтому мобильных комплексов будет даже больше, чем стационарных. До конца этого года по федеральной целевой программе на оборудование потратят свыше 353 млн. рублей. Не исключено, что придется пойти и на небольшую хитрость. Иногда вместо камеры на точке поставят просто муляж. А прибор переместят в другое место. Но понять, на месте оборудование или нет, со стороны практически невозможно.
ГЗР: С появлением приборов видеонаблюдения количество патрулей на дорогах сократится?
В.К.: Патрулирование как было, так и будет. Количество стационарных постов и так сокращается. А приборы видеофиксации станут не заменой имеющейся системе контроля за порядком на дороге, а дополнением к ней. Причем существенным дополнением. Вот цифра для наглядности: только один прибор, установленный в Москве, с начала этого года показал более миллиона нарушений. Возможно, перспектива того, что нарушение не останется безнаказанным, даже если рядом нет машины ДПС, изменит в лучшую сторону ситуацию на наших дорогах. А значит, сохранит жизни.