Анализируй это, анализируй то
Моторы становятся все более привередливыми к качеству масла, особенно когда речь идет об увеличении межсервисных интервалов до 20, 30 и более тысяч километров. Абы что в картер уже не зальешь, но… как уберечься не только от подделок, но и от, скажем, несовместимости старого и нового масел? Немецкая фирма «Фукс Петролюб» нашла оригинальный выход из положения: маркировку не канистр, а самих содержимого. Понятно, штрих-код на жидкость не нанесешь, но в нее можно добавить микроколичества так называемых маркеров, наличие которых определит оптический сенсор, размещенный прямо в заливной горловине. Не вдаваясь в тонкости химии, скажем лишь, что в качестве добавок используются флуоресцирующие в лазерном луче вещества. Для мгновенного спектрального анализа их нужно совсем немного - концентрация составляет всего 10-6 моль/л, так что на качество самого масла они не влияют.
Интересно, что всего двумя маркерами удалось закодировать 20 сортов масла, а для маркировки двухсот их потребуется лишь четыре! При первой заводской заливке сенсор определяет, какое именно масло попало в мотор, и записывает его марку в память контроллера. При очередном обслуживании можно будет прямо от автомобиля получить рекомендации по совместимости, а сенсор проконтролирует правильность выбора. Более того, сейчас по мере старения масла компьютер точнее определит срок необходимой замены - ведь ему теперь известны исходная вязкость и класс масла! В случае недопустимого (для данного сорта) изменения параметров он не только предупредит водителя, но и не даст мотору развивать полную мощность и раскручиваться слишком сильно.
Такой спектроанализатор в очередной раз повысит стоимость автомобиля, зато позволит сэкономить на преждевременном капремонте. И кроме того, покупая авто на вторичном рынке, можно будет узнать, чем и как часто заправлял мотор прежний владелец.