Малый флорин дукат бережет
На презентации «ФИАТа-Фиорино» я был единственным представителем России и, наверное, поэтому оказался единоличным хозяином тестового автомобиля. На первый взгляд хорошо: сам задаешь темп езды по маршруту, сам выбираешь места для съемки. Но есть и минус: в отсутствие навигационной системы приходится совмещать роли водителя и штурмана. Учитывая темперамент итальянцев и интенсивность движения – пока выбрался из Турина, спина стала мокрая.
Поведением маленький ФИАТ напоминает карт. Среди малых развозных фургонов он самый компактный, меньше четырех метров в длину. Хотя кабина вполне «взрослая», при своих метре восьмидесяти и девяноста «кэгэ» я даже не добрался до крайних регулировок. Учитывая жесткую подвеску – а как иначе, ведь это же грузовик, рассчитанный на полтонны – и острый руль, всего 2,8 оборота от упора до упора, не удивился моментальной реакции фургона. Ты лишь подумал, а машина уже прыг в соседнюю полосу! Прибавьте к этому отличный дизельный мотор, немалые 190 Н.м которого приходятся лишь на 1090 кг снаряженной массы – «Фиорино» буквально роет колесами асфальт!
Вообще 1,3-литровый дизель «Мультиджет», который выпускают в Польше (Бельско-Бяла), – маленький технический шедевр. При скромном рабочем объеме и размерах 500х650 мм он развивает 75 л.с., расходуя в среднем лишь 4,5 л на 100 км, что позволяет проехать на баке 1000 км. Система питания «коммон рейл» второго поколения с давлением 1600 бар обеспечивает пять импульсов подачи топлива в течение одного такта, чем достигается в том числе очень тихая работа. А периодичность обслуживания составляет 30 тыс. км или 24 месяца!
Второй двигатель, которым комплектуют «Фиорино», – бензиновый мотор 1,4 л/73 л.с. Трудно представить, что такая машина будет популярна в Европе, но, учитывая, что продавать ее планируют в 80 странах мира, кому-то, может, и сгодится. Зато бензиновый мотор можно одной лишь перепрошивкой «мозгов» конвертировать для работы на спиртосодержащем горючем, а интерес к альтернативным видам топлива увеличивается. С этим двигателем, кроме обычной пятиступенчатой механической коробки, устанавливают и шестиступенчатый роботизированный «комфортматик». Несмотря на малые размеры, этот «робот» весьма умен – мало того, что адаптивный и имеет полуавтоматический режим, он еще в целях безо-пасности выключает передачу при открывании двери!
Во дворе старинной винодельни, где устроили «кофе-стоп», целая россыпь разноцветных фургончиков: для «Фиорино» предусмотрены девять конфигураций кузова и десять его цветов, два уровня комплектации и два типа обивок салона. Кроме того, в нынешнем году появятся модификация для плохих дорог «Адвентура» (Adventure) с увеличенным на 20 мм просветом и дополнительной защитой, пятиместный грузопассажирский «Комби» (Combi) и четырехместное такси с перегородкой в салоне. Производство «Фиорино», как и отличающихся лишь эмблемами его братьев-близнецов «Пежо-Биппер» и «Ситроена-Немо», налажено на заводе «Тофаш» в турецкой Бурсе, где в нынешнем году сделают 45 тыс. машин. В Италии дизельная версия в базовой комплектации стоит 10 200 евро плюс пятипроцентный налог, бензиновая – на 900 евро дешевле.
Пока обедал, в мой фургончик загрузили… ящик с укутанной в солому здоровенной бутылью вина! Оказалось, ее нужно отвезти в Турин в выставочный комплекс Линготто, где проходила презентация.
Обратно выехал поздновато: опять морока с картой, да еще стеклотара сзади – чувствую, на самолет могу опоздать. И тут меня, как стоячего, обходят три «Фиорино» – судя по более чем уверенному стилю езды, это местные журналисты. Недолго думая, сажусь им на хвост – надеюсь, ящик с вином закрепили как следует…
Ну и летели эти ребята! Как звено юрких истребителей, они прошивали плотный городской поток – только московская закалка позволяла мне висеть, не отставая, в метре от бампера задней машины…
Когда понял, что едем не туда, дергаться было поздно – легенда не карта, если сошел с маршрута, вернуться на него невозможно. Еще четверть часа гонки, мы влетаем в какие-то ворота и несемся уже мимо корпусов, вдоль которых стоят одни «фиаты». Здесь и самые обычные серийные машины, и какие-то невиданные, прикрытые брезентом. Да это же завод ФИАТ! Оказывается, просто механики перегоняли тестовые машины на обслуживание – ну и удивились они, обнаружив лишний «флорин», да еще с таким подарком!
В 1252 г. во Флоренции выпустили золотую монету диаметром 20 мм и весом 3,537 г с изображением на аверсе герба города – лилии, а на реверсе – его покровителя Иоанна Крестителя. От латинского названия цветка flos, по которому город получил свое имя, монету стали называть флорином. Новая платежная единица из золота высокой пробы быстро распространилась по Италии, а затем по территории современной Англии, Франции, Австрии и других европейских стран, где стали чеканить подобные золотые монеты, но уже без лилии. Так, в 1284 г. монету сходного номинала выпустили в Венеции – позже она прибавила в весе и стала называться дукато или цехин. В XIV веке появились венгерские форинты, золотые флорины, чеканенные в Польше стали называться злотыми, в Германии и Голландии – гульденами.