Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Секрет титула

Секрет титула
Полная версия

Современный европейский автомобиль, как правило, рассчитан на любой современный же бензин. Понятно, что обладатель БМВ или «Мерседеса» свежего модельного года не свернет на захолустную заправку – он поедет на заведомо «правильную» АЗС с громким именем. Скажем, на ВР или «Лукойл». И окажется перед проблемой выбора.

Двигатель после обычного 95-го…

Стоит ли переплачивать за топливо с приставками «Ультимэйт» или «Экто»? Что предпочесть: обычный 98-й или «навороченный» 95-й? И конечно же, насколько обоснованы рекламные зазывалки? Скажем, тот же «Бритиш Петролеум» на своем фирменном сайте оперирует ну очень «вкусными» данными: рост мощности – до 14,7%, прибавка ускорения – до 9,9%. Да и «Лукойл» говорит про 100% мощности и 0% коррозии. А каков процент правдивости в таких высказываниях?

Для ответа на подобные вопросы мы приобрели на фирменных столичных АЗС образцы бензинов ВР и «Лукойл» с октановыми числами 95 и 98 – всего шесть образцов. Подробности – на фото.

…и «Ультимэйта». Моющая присадка снижает массу отложений.

СТАНДАРТ ВЫДЕРЖАН

Купленные бензины, по определению, должны были оказаться должного качества – иначе всякие сравнения «Экто» и «не Экто» теряют смысл. Действительно, проверка физико-химических параметров топлива никаких неожиданностей не выявила. Все в порядке, действующие ГОСТы удовлетворены. Октановые числа – даже с превышением нормы, смол – мало.

Правда, бросилась в глаза странность: у простого BP смол нет совсем, а у фирменных – пожалуйста, вот они! Все объясняется просто – именно так на этом тесте зачастую индицируются некоторые моющие ингредиенты. У «Лукойла», видимо, присадка другая, а потому и результаты смотрятся иначе.

Ароматики в бензинах BP совсем мало – они тянут на Евро IV! В «лукойловских» – побольше, но примерно в зоне Евро III, зато сера на пределе определяемости: приятно! А по общей совокупности – очень даже хорошие бензины с точки зрения «физико-химиков». Впрочем, другого и не ожидали – теперь можно с чистой совестью начинать моторную серию испытаний.

А ТЕПЕРЬ – МОТОРЫ!

Как обычно, испытания проводим на двух типах моторов – впрысковом и карбюраторном. Предвидим ехидный вопрос: а зачем 98-й лить в карбюраторный мотор? Так никто и не предлагает ездить на нем владельцам ВАЗов: мы просто сравниваем реакцию мотора на топливо! «Тупой» карбюраторный мотор точнее отследит особенности сгорания конкретного топлива – там нет «мозгов» и всяких обратных связей. К тому же откроем маленький секрет… Знаете, как одна фирма-производитель бензина определяет эффективность снижения содержания в выхлопных газах углеводородов, окиси азота и прочей гадости? Оказывается, при сравнении 98-го «Ультимэйта» в сравнении с «обычным» 95-м! Как тут не проверить – интересно же! Но главные тесты – конечно же, на впрысковом двигателе, ведь именно его собратья – основные потребители бензинов с громкими именами.

СГОРЯТ ЛИ КЛАПАНЫ?

Эта страшилка известна всем: мол, залил высокооктановый бензин – готовься к капремонту. Специально для апологетов подобной древности мы добавили к списку замеряемых параметров температуру отработавших газов. Если на 98-м она существенно вырастет – значит, опасность реальна.

Но никаких проблем с ростом температуры отработавших газов аппаратура не зафиксировала. Значит, и клапаны останутся живы – не прогорят ни при штатном опережении зажигания, ни при сдвинутом вперед, дабы выявить все возможности высокооктановых бензинов. Но об этом – дальше.

Форсированные турбомоторы тоже могут облегченно вздохнуть – ведь для них повышенные температуры на выпуске дополнительно осложняют и так нелегкую жизнь турбонагнетателя. Впрочем, чему тут удивляться – 98-е именно для таких моторов, в первую очередь, и предназначены. И кушают этот бензин без тяжких последствий для собственного здоровья.

А вообще, отчего могут расти температуры на выпуске? Такое бывает, когда процесс горения топлива замедляется и оно продолжает догорать аж до самого открытия выпускных клапанов. Раньше, когда для повышения октанового числа использовали всякие металлосодержащие присадки, тетраэтилсвинец (ТЭС) в первую очередь, так оно и было – ведь само их действие основано на торможении реакций горения. А ныне эти присадки строжайше запрещены – вот и померла древняя страшилка.

СНОВА ВРЕТ РЕКЛАМА?

Начали с базового цикла испытаний – поочередно залили все бензины в баки моторов и прогнали их по 25 режимам с разными оборотами и нагрузками, замерив при этом мощность, расход топлива, токсичность и температуру отработавших газов. Результаты обработали, сравнили – никаких чудес, все в пределах погрешностей.

Стало даже скучновато: обычные 95-е оказались практически неразличимы. «Лукойл» примерно на 1% обогнал ВР по мощности и расходу топлива, зато «Бритиш» отыграл несколько процентов на экологии. Что касается бензинов с моющими присадками, а также 98-х, то на первый взгляд ничего особого они мотору не добавили, тем более – обещанных 14,7% прироста мощности.

Самое время обрушиться с критикой на рекламу – опять она врет! Однако подождем делать подобные выводы – поищем лучше зарытую собаку.

Первое, что лежит на поверхности – различие в октановых числах взятых нами бензинов. Ведь понятно, что детонационная стойкость 95-х и 98-х выше, чем 92-х. Поэтому можно поиграть углом опережения, чтобы настроить двигатель индивидуально для каждого бензина, выведя его на порог детонации (подробнее об этом – в «Нашей справке»). И сравним результаты при этих настройках с теми, что получаются на обычном 92-м бензине.

Вот тут все стало понятно. Рост мощности составил в среднем 4,0…4,5% для 95-х и до 7% – для 98-х. По расходу топлива – улучшение соответственно на 4…7%. Зато с токсичностью совсем наоборот: ухудшение по сравнению со штатной регулировкой и по остаточным углеводородам, и по оксидам азота. Оно и понятно – всегда, когда начало сгорания сдвигается в сторону более ранних УОЗ, параметры токсичности портятся.

Все это любопытно, но в чем преимущества «Экто» и «Ультимэйта» перед «коллегами» без подобных титулов? В главном резерве!

ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ

Судя по заявлениям нефтепереработчиков, бензины «Экто» и «Ультимэйт» содержат моющие присадки. О них – в очередной «Нашей справке». Итак, насколько эффективно работают моющие присадки в бензинах «Экто» и «Ультимэйт», и какую пользу можно ждать?

Стандартный тест на моющую способность бензинов очень долог и трудоемок, но мы пойдем своим путем. Попробуем оценить саму тенденцию в изменении количества отложений при работе двигателя на бензинах с моющими присадками, а заодно проверить, как на это отреагирует мотор. Алгоритм испытаний описан в «Нашей справке».

Эту процедуру проделали на каждом бензине – итог же оказался прост. Обычные топлива, которые мы брали для сравнения, слегка увеличили массу отложений. А вот топлива с моющими присадками дали обратный эффект – масса отложений стала уменьшаться. Причем результат и по «Ультимэйтам», и по «Экто» был близким. И хотя точность таких замеров невысока, важна тенденция!

Кстати, выявилось, что на 98-х бензинах моющие присадки чуть менее эффективны. В очередной раз убедились: улучшать хорошее всегда сложнее.

Насколько же изменились параметры двигателя, который достаточно длительное время «кормили» каждым из бензинов? Для обычных топлив – все опять в пределах погрешности; наметилась тенденция к «подсадке» параметров, но почти незаметная.

Для «моющих» бензинов картина куда более оптимистичная. Прежде всего, зафиксирован некоторый рост расхода воздуха. Значит, впускные каналы и клапаны стали пропускать в двигатель больше смеси. Итог – рост мощности, снижение расхода топлива. Заметно снизилась токсичность по СН, но содержание оксидов азота немного увеличилось: сгорание пошло более эффективно, температуры поднялись – вот и результат. Впрочем, «конфликт интересов» между оксидами азота и остаточными углеводородами специалистам известен давно.

РЕАНИМАЦИЯ МОТОРА

Суть влияния современных «титулованных» топлив на мотор мы уяснили, однако пресловутых рекламных 14,7% снова не нашли. Что ж, поставим еще один, итоговый эксперимент, причем за пределами самой экспертизы – факультативно, так сказать…

Модельный эксперимент с искусственным загрязнением, который мы практиковали ранее, указал на тенденцию и дал возможность сравнения, но и только! А для выяснения реальных возможностей надо брать образец мотора с живой, «натуральной» грязью. Этого добра за время предыдущих испытаний накопилось много – им и воспользовались. Взяли 100 л одного из бензинов с моющей присадкой – «Лукойл-95 Экто» и выработали его на этом моторе, сняв предварительно начальные характеристики. По ходу испытаний замерили динамику изменения параметров. Причем по мере очистки порог детонации сдвигался в сторону увеличения мощности – мы это тоже отслеживали.

Вот тут эффективность присадки проявилась более заметно. К концу цикла испытаний мощность подросла на 7,5%, а расход уменьшился в среднем на 8,4%. Токсичность упала только по остаточным углеводородам, оставаясь по остальным компонентам в пределах погрешности измерения. А если взять мотор еще более грязный и бензина выработать побольше? Полагаем, что при этом рекламные цифры могут стать досягаемыми.

ПЕРЕДОЗИРОВКА?

Но вот что интересно! На начальном этапе работы нашего, ну очень грязного мотора на хорошем бензине с моющей присадкой были замечены некоторые неприятности: и подергиваться стал, и токсичность заметно увеличилась. В чем дело? Мы полагаем, что загрязнения, смываемые со стенок топливной системы, попали в ее дозирующие элементы. Это и породило отрицательный эффект. А когда двигатель слегка промыли, проявилась четкая тенденция к улучшению всех параметров. Вот как все непросто! И опять подтвердилась старая истина – не надо запускать болячки, то есть чистое всегда лучше грязного.

Так заливать моющее топливо в «грязный» мотор или нет? Мы рекомендуем переходить на хорошее постепенно. Сначала к обычному топливу добавить полбака бензина с моющей присадкой, затем, выработав бак на 3/4, снова долить бензин с присадкой. А потом уже заправляться только фирменным бензином. На каком-то этапе придется поменять топливный фильтр, но это потребуется только для особо запущенных моторов.

НЕ РЕКЛАМА!!!

Так что же, как говорится, в сухом остатке?

Во-первых, брендовые топлива действительно имеют определенные преимущества перед обычными – в основном за счет улучшенных моющих свойств. Однако увидеть это удается не сразу, а при постоянном их применении. Но отметим: если бензин заявлен как соответствующий Евро III и выше, то содержать моющие присадки он просто обязан.

Во-вторых, основные преимущества таких бензинов проявляются все-таки на современных впрысковых моторах, но ведь они для них и создавались! Дело в том, что струя топлива из форсунки позволяет лучше использовать моющие свойства присадок, чем в карбюраторном моторе. Поэтому ждать эффекта для «старичка» придется значительно дольше.

В-третьих, заявленных 14,7% прироста мощности мы не достигли. Но если использовать все возможности бензинов с более высокими ОЧ и хорошей моющей способностью, а в качестве подопытного мотора взять сильно грязный, то такие цифры могут оказаться реальными. Правда, речь скорее не об увеличении мощности, а ее восстановлении.

И наконец, в-четвертых: титулованные бензины уж не настолько дороже обычных – что значат пятьдесят копеек на литр на фоне нынешних цен, да к тому же неуклонного удорожания самых простых топлив?

Итог исследования таков: мы выбираем 95-й с красивой приставкой в конце. Какой именно – «Ультимэйт» или «Экто» – неважно: ведь, по сути, полученные результаты зафиксировали, так сказать, боевую ничью. Что касается 98-го, к нему ни малейших претензий нет, но заливать его, только теша собственное самолюбие, не стоит. Его ниша – высокофорсированные моторы и стритрейсерские заезды. 

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт»

ИНН 007825439514

Место и время заправки: С.-Петербург, пр. Науки, 52А, АЗС-157, 27.03.2008, 11 ч 11 мин

Марка бензина (по чеку) Aи-95

Цена, руб./л 22,40

Самый дешевый из всех закупленных бензинов стал базой для сравнения всех остальных «лукойлов». База оказалась вполне приличной. По самым скромным оценкам – Евро III, вот только моющих присадок нет – из-за этого не попал в лагерь «великих». Но использовать можно совершенно спокойно.

+ Самая низкая цена среди всей закупки при весьма достойных параметрах. Низкое содержание серы.

- Отсутствие моющих присадок.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт»

ИНН 007825439514

Место и время заправки: С.-Петербург, Пискаревский пр., д. 30, АЗС-41, 27.03.2008, 10 ч 48 мин

НАШ ВЫБОР

Марка бензина (по чеку) A95Е

Цена, руб./л 22,90

Топливо «Экто» подтвердило высокий статус – ведь оно уже было среди победителей предыдущих экспертиз. Многовато ароматики для современных топлив, но это не сказывается на его качестве. А моющий эффект присадки выражен достаточно сильно, вот только ждать эффекта придется некоторое время.

+ Сравнительно невысокая цена для топлив подобного класса. Самое низкое содержание серы и смол, высокая моющая способность.

- Самое высокое содержание ароматических углеводородов среди всех испытанных топлив.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт»

ИНН 007825439514

Место и время заправки: С.-Петербург, Пискаревский пр., д. 30, АЗС-41, 27.03.2008, 10 ч 50 мин

Марка бензина (по чеку) Aи-98

Цена, руб./л 24,50

Высокооктановое топливо для форсированных моторов и продвинутых драйверов. Мыть не умеет – жаль, но и отложений при работе много не даст – смол мало. Да и сера на пределе определения. Но использовать его – удовольствие не из дешевых.

+ Высокие моторные показатели, получаемые после адаптации мотора под этот бензин. Низкое содержание серы и смол.

- Отсутствие моющих присадок, сравнительно высокая цена.

ЗАО ПЕТРОЛ КОМПЛЕКС, «ВР Щелковская»

ИНН 007707126064

Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 22 ч 09 мин

Марка бензина (по чеку) Бензин 95

Цена, руб./л 22,59

Базовый бензин для исследования топлив BP. Если бы не отсутствие моющей присадки, отнесли бы к классу Евро IV по европейской классификации (наша держит этот параметр в необязательных). Полностью отсутствуют смолы, сера – в пределах допустимого. И октановое число – с хорошим запасом. При этом – сравнительно недорого.

+ Низкое содержание ароматики, отсутствие смол, хорошая детонационная стойкость. Сравнительно невысокая цена.

- Отсутствие моющей присадки.

ЗАО ПЕТРОЛ КОМПЛЕКС, «ВР Щелковская»

ИНН 007707126064

Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 21 ч 59 мин

НАШ ВЫБОР

Марка бензина (по чеку) 95 ULT

Цена, руб./л 23,99

По всем категориям подходит под класс Евро IV. Четко фиксируется родственная связь с базовым BP 95. Пусть не пугает наличие смол – так идентифицируется присутствие моющей присадки. Но эффекта тоже придется подождать, и переходить на него, равно как и на другие топлива аналогичного класса, надо постепенно.

+ Одни из лучших физико-химических показателей по всем параметрам, кроме содержания серы. Хорошая моющая способность.

- Серу надо было бы уменьшить.

ЗАО ПЕТРОЛ КОМПЛЕКС, «ВР Щелковская»

ИНН 007707126064

Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 22 ч 15 мин

Марка бензина (по чеку) 98 ULT

Цена, руб./л 24,99

Наилучший выбор для любителей спортивной езды. Если использовать все его возможности и по октановому числу, и по моющей способности, можно многое выиграть. Дороговато для постоянного употребления, но за радости платить положено. Жаль, что по новому Техническому регламенту жить ему осталось недолго…

+ Самая высокая детонационная стойкость, как следствие – наибольшие резервы в повышении моторных показателей двигателя.

- Сравнительно высокая цена.

Разработанная и используемая ЗР методика испытания бензинов положена в основу одной из принятых федеральных «Систем добровольной сертификации горюче-смазочных материалов».

Преимущества «титулованных» бензинов пропорциональны степени запущенности мотора, в который их заливают.

Заявленные фирмой количественные преимущества бензинов «Ультимэйт» перед обычными оцениваются ею при сравнении бензина ВР 98 «Ультимэйт» с «обычным» 95-м.

Наш выбор – 95-й бензин с моющей присадкой. «Ультимэйт» или «Экто» – неважно.

НАША СПРАВКА

ОПТИМАЛЬНЫЙ УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

В штатной настройке системы управления современным двигателем угол опережения зажигания (УОЗ) подбирают так, чтобы при заданном составе смеси мотор «облизывал» порог детонации. Вспомните старые, еще карбюраторные рекомендации по регулировке УОЗ без стробоскопа – чтобы при резком увеличении нагрузки детонация пару-тройку раз «щелкнула» в цилиндрах. Зачем? Чтобы обеспечить минимальный расход топлива и наибольшую мощность. Зависимость этих параметров от УОЗ четкая и однозначная – при определенном заданном значении этого параметра мощность на режиме будет максимальна, а удельный расход топлива – минимален. Так почему нельзя заранее настроить матрицу управления двигателем так, чтобы во всех точках УОЗ был бы оптимальным? Мешает этому та самая детонация. Ведь неизбежным следствием увеличения УОЗ станет рост давлений в цилиндрах – топливо начинает гореть раньше, еще на такте сжатия. А явление детонации как раз и провоцируется волной давления: чем оно больше, тем ближе порог детонации. Поэтому чем выше детонационная стойкость бензина, тем ближе оптимальные настройки мотора.

МЕЖДУ ЗАМЕРАМИ…

БЕНЗИН – ЭТО…

«Жидкость, получаемая от перегонки каменного угля, растворяющая жировые и смолистые вещества». Толковый словарь Даля

«Франц. benzine – смесь легких углеводородов с tкип 30-205°C; прозрачная жидкость, плотность 0,70– 0,78 г/см3. Получают главным образом перегонкой или крекингом нефти». Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

«Смесь легких углеводородов – бесцветная горючая жидкость, продукт переработки нефти». Толковый словарь Ожегова

«(От араб. lubangavi – яванская смола). Легко воспламеняющаяся горючая жидкость, один из продуктов перегонки нефти». Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой

«Из франц. benzine – то же от ср.-лат. benzoe, которое заимств. из араб. luban-javi «яванское благовоние». Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.

НАША СПРАВКА

МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ

Еще создатели первых впрысковых моторов выяснили, что при работе на обычных бензинах впускные клапаны и каналы быстро зарастают грязью. А это ухудшает наполнение цилиндров – проходные сечения клапанных щелей уменьшаются, да и аэродинамическое сопротивление на впуске резко растет. Причина – в самом принципе подачи бензина в двигатель. Струя из форсунки била на внутреннюю поверхность тарелки клапана, отлетала от нее и оседала на стенках впускного канала. Когда мотор горячий – ничего страшного не происходило, бензин испарялся и с воздухом шел в цилиндры. А вот в холодном двигателе начинались процессы низкотемпературного разложения бензинов, в ходе которых и образовывались эти отложения. Мотор со временем терял мощность, росли токсичность отработавших газов и аппетит. Потребовалось создание присадок, препятствующих росту отложений. В требованиях к топливам класса Евро III и выше наличие таких присадок стало обязательным.

Важный момент: по своей сути моющие присадки должны не мыть, а препятствовать образованию грязи. Вот уж действительно – «чисто не там, где убирают, а где не сорят»! Но как выяснилось в дальнейшем, реальный моющий эффект здесь также присутствует.

НАША СПРАВКА

КАК ПРОВЕРЯЛИ МОЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ

Разобрали двигатель, очистили механическим путем поверхности камеры сгорания и впускной системы от отложений и на электронных весах взвесили клапаны и свечи зажигания. Именно эти детали станут работать в качестве контрольных весовых элементов, по изменению массы которых предстоит судить о моющей способности бензинов. Мотор собрали, поставили на стенд и заставили «скушать» порцию месива, состоящего из бензина, дизельного топлива и моторного масла, подобранных в определенной пропорции. Режимы – холостого хода и малых нагрузок, чтобы температуры деталей были пониже. Цель – быстро нарастить на всех поверхностях заметный слой отложений. Понятно, что обычных коксов, характерных для внутренних поверхностей клапанов, долго и хорошо поработавших на слабеньких бензинах, мы не получим, но уж хлопья органики на деталях обязательно образуются! Дальше – снова разборка и взвешивание: чтобы определить исходную массу отложений. Аккуратно собрали мотор и выработали на нем все остатки топлив после основного цикла. Снова разобрали, взвесили, оценили, в какую сторону изменилась масса отложений – продолжает ли топливо пачкать или же моет? А еще – в начале и конце испытаний снимаем показатели мотора, чтобы отследить эффект очистки.

Подпишитесь на «За рулем» в

Шабанов Александр
Колодочкин Михаил
01.07.2008
Поделиться: