Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Экспресс-деликатес

Экспресс-деликатес
Полная версия

ЧЕК В БАГАЖНИКЕ

Пожилой охранник в стильных очках-капельках и камуфляже подозрительно изучает мою униформу, придирчиво осматривает пакеты с термокоробочками. Чуть ли не принюхивается.

– Ну и что тебе надо? – диалог происходит на проходной завода.

Развозчик пиццы на кухню не заходит. Заказ выдают на барной стойке.

– Пиццу заказывали? – я стараюсь дружелюбно (как учили!) улыбаться. – Вот я и доставил…

– Кто заказывал? – строгость охранника улыбкой не растопишь.

Ситуация действительно тупиковая: в чеке заказа есть только адрес организации, приемщица забыла указать имя клиента. Охранник уже собирается захлопнуть стальную дверь. Импровизирую на ходу:

Большой багажник позволяет не возить еду в салоне.

– Ну, кто у вас обычно заказывает?

– А, наверное, из коммерческого отдела, – равнодушно «ведется» на мою хитрость «чекист». – Пойдем, провожу…

Представьте: в руках коробки с горячей пиццей, машина не заперта, а идти нужно куда-то вглубь территории завода. Выручает второй сторож: не волнуйся, мол, пригляжу за твоей машиной – здесь не Москва…

Кому же доставлять в первую очередь?

Симпатичные девушки из отдела продаж, которые действительно и заказали пиццу, смотрят на меня с недоверием. Объясняю, что я – новенький, первый день заказы развожу. Прошу проверить правильность того, что приготовили на кухне. Я-то не знаю, что повар положил в коробочки – шоферу вход на кухню воспрещен. Но вот контроль пройден, девушка протягивает руку:

– Давайте чек. Сколько мы должны?

Корреспондент доставляет пиццу, а охранник – его.

Холодный пот выступает мгновенно: чертов чек я, похоже, оставил в багажнике, когда выгружал пакеты с пиццей. Растерянно блею в ответ: мол, сейчас вернусь… Клиентки недовольно поджимают губки, но быстро сменяют раздражение на милость.

– Ладно, мы знаем цену. Вот вам шестьсот десять рублей за шесть порций – десятку на чай. В следующий раз будьте внимательнее, молодой человек!

Хорошо, что рассчитали без чека!

Охранник «этапирует» меня обратно к проходной. Затылком чувствую, как издевательски смеются его глаза за темными стеклами. Прыгаю на водительское сиденье и срываюсь с места своего первого позора. Стоп, у меня же следующий заказ: всего через пять минут надо быть на улице Андропова. Спрашивать дорогу некогда – достаю навигатор. Интересно, если бы я действительно зарабатывал развозом еды, смог бы такой купить?..

Пицца на полдник – детское счастье!

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

Развозчики пиццы появились в Москве задолго до появления на экранах первой серии знаменитого фильма «Такси», где главный герой заработал на свой «Пежо», развозя пиццу на мотороллере. Сегодня центр Москвы, по сути, превратился в один огромный офис, и миллионы клерков, стремясь доказать преданность делу фирмы, не тратят время на походы по ресторанам, а довольствуются малым, обедая прямо на рабочем месте. Поэтому число столичных предприятий, специализирующихся на доставке горячей пиццы или холодных роллов, исчисляется уже десятками. А 20 крупнейших компаний имеют филиалы во всех округах города.

Первый заработок в роли разносчика фаст-фуда.

Бизнесмены, извлекающие прибыль из приготовления и доставки фаст-фуда, считают, что основа успеха – отработанная четкая технология. Диспетчер принимает заказ по телефону. Каждую пиццу (гамбургер, шаурму, ролл с лососем, расстегай с печенкой) пекут для конкретного клиента. Ну, и главное – как можно быстрее эту еду доставить. Та же самая пицца готовится очень быстро. Форма заполняется тестом, сверху лепешку намазывают томатной пастой, затем добавляют сыр и прочие ингредиенты. Потом – в печь на 12 минут. Готовое блюдо разрезают особым – круглым ножом на восемь равных долей и упаковывают в коробку. Перед тем как перейти к развозчику, коробки укладываются в термоизолирующий чехол.

Услуги» навигатора хозяин не оплатит. Но куда новичку без подсказки?!

Обычно для развоза используют недорогие юркие машинки типа «Оки» или «Матиза». Пятнадцати таких машин хватает, чтобы выполнить 400 ежедневных заказов. Многие сети нанимают водителей на собственных автомобилях, но содержание фирменного парка обходится на 25% дешевле.

Беда в том, что на скутерах по Москве можно ездить только летом, а даже для крохотных машинок, как «Ока», московские пробки и отсутствие паркингов в центре города – серьезная преграда. Клиент рассчитывает получить еду горячей – а как рассчитать время на дорогу в разгар рабочего дня? Не случайно развозчики чаще пользуются метро. А нарядные автомобили скорее играют роль движущейся рекламы. Использовать в Москве машину для развоза фаст-фуда целесообразно только в вечернее и ночное время. Если, конечно, повара работают круглосуточно.

– Средняя московская сеть по доставке пиццы, имея пять точек и сотню сотрудников, выполняет 350–400 заказов ежедневно, – считает эксперт бизнес-технологий портала «Пицца-Пицца.Ру» Дмитрий Тихомиров. – Оборот нетрудно подсчитать – при средней цене блюда 300 руб. получается 110 тыс. руб. ежедневно. Вложения в оборудование одного пекарного цеха составляют от 60 до 100 тыс. долл. При средней рентабельности в 25% вложения могут окупиться за год-полтора.

ОПИЦЦЕРИВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ

Увы, развозчиком фаст-фуда в Москве мне устроиться не удалось. Образование для курьера не имеет значения – лишь бы был он дисциплинированным, аккуратным и умел считать в пределах тысячи. Но мой возраст – 38 лет – почему-то насторожил кадровиков в нескольких сетях. Не спасло и наличие автомобиля – мой «КИА-Маджентис» никак не назовешь юркой машинкой, способной «прошить» любую пробку.

Учиться развозить горячую еду пришлось в подмосковном Ступино. Сегодня даже в этом городе с населением 75 тысяч человек доставка пиццы – отнюдь не экзотика. Здесь даже успела разориться фирма, закупившая автомобили и занимавшаяся исключительно выпечкой и развозом. Предприятие закрылось, машины распродали по дешевке.

– В отличие от Москвы, в таком городе, как наш, доставка пиццы «в чистом виде», увы – нерентабельна, – поделился секретом бизнеса мой работодатель, директор ресторана «Сальвадор» Юрий Глядешкин. – Поэтому большинство владельцев наших ресторанов предлагают доставку пиццы и другой еды как дополнительную бесплатную услугу для клиентов.

Специальных, оклеенных рекламой автомобилей для развозки заказов в «Сальвадоре» и других общепитовских точках нет – этой цели служит «Хёндай-Соната». Впрочем, автомобиль нужен и для других дел – скажем, завезти небольшие партии продуктов или развести по домам загулявших клиентов. Машина, конечно, не маленькая, но в Ступино проблем с парковками и пробками поменьше, чем в столице.

Пока ждали первого заказа, я прошел тестирование и инструктаж.

– Вы уже, конечно, вышли из возраста официанта. И недоверие московских коллег я понимаю, – оценил мою кандидатуру директор. – Но рискнем доверить вам сегодня доставку.

Заказов в этом ресторане в обычный день бывает 10–12, в выходные и праздничные – до 40. Поэтому часто выгоднее использовать для их развозки местных таксистов – самый дальний маршрут по Ступино обойдется в 60 рублей. Как признается директор, заказов все больше, и он раздумывает над приобретением специального автомобиля и найме водителя-разносчика.

– Кадровая проблема – бич нашего города, – считает Глядешкин. – Хорошие специалисты уезжают в Москву. Вас могу оформить только официантом; начальная зарплата – 15 тыс. руб. в месяц. Скажу честно – в столице минимальная ставка уже 20 тысяч. Но я вам буду оплачивать расходы на бензин и амортизацию.

Раздумывать было некогда: меня вызвали к барной стойке, заваленной пакетами с термобоксами. Сложность оказалась в том, чтобы выполнить все четыре заказа в течение 40 минут. И первым, напоминаю, меня встретил охранник у железных дверей завода…

Замечу не без гордости, что едва не провалив первое задание, я быстро исправился. Бизнесмены из Торгово-промышленной палаты были приветливы и похвалили «Сальвадор» за четкость исполнения заказа. Серьезная дама-чиновник (третий заказ), убедившись, что блюдо не остыло по дороге, даже наградила щедрыми чаевыми (бизнесмены на чай не давали). А последний мой заказ был вообще счастливым – в обычной квартире детей решили побаловать их любимыми блюдами. Я приехал с опережением графика, и детишки еще не проснулись к полднику. А их симпатичная мама Вероника обрадовалась:

– Представляете, они сейчас проснутся, а пицца – на столе!

И ее улыбка оказалась дороже любых чаевых.

P.S. В конце смены я внес в кассу ресторана 1180 рублей. Бортовой компьютер показал, что машина прошла 18 километров. Директор заплатил мне за первый рабочий день 300 рублей. В Москве, куда я добрался глубокой ночью, их хватило как раз на то, чтобы заказать по телефону… угадали, пиццу!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2008
Поделиться: