Обозрение. Автокредитование: одолжить на мечту
ЭТАПЫ НЕБОЛЬШОГО ПУТИ
В Советском Союзе автомобиль относился к самым дефицитным товарам: его и за наличные-то купить было почти нереально, о какой уж рассрочке тут говорить… Рынок автокредитования в стране начал формироваться сравнительно недавно, каких-то 15 лет назад. До кризиса 1998 года он пребывал в зачаточном состоянии. Например, АВТОВАЗ и другие автомобильные заводы практиковали выдачу ссуд на приобретение машины своим сотрудникам; следом за ними такую систему завели и некоторые крупные коммерческие фирмы. А еще работал в 90-е годы фонд «Россия – США», который предоставлял ресурсы российским банкам для выдачи кредитов на покупку иномарок. Вот, собственно, и все.
Первые самостоятельные шаги российский рынок автокредитования начал делать только после кризиса 1998 года. Банки стали осторожно применять западные схемы выдачи кредитов, адаптировать их к нашим реалиям, но речь шла в основном об иномарках. Процентные ставки были грабительскими (40–60% годовых), а первоначальный взнос составлял, как правило, не менее половины цены. Да и число банков-кредиторов было небольшим.
Третий, нынешний этап начался в 2002–2003 годах. Он отмечен бурным ростом рынка кредитных услуг. Если в начале 2002-го кредит на покупку автомобиля в Москве предоставляли только десять банков, то уже через год – более тридцати! И с каждым годом число таких финансовых учреждений росло. Развернулась активная борьба за клиента, банки принялись снижать процентные ставки, начали кредитовать покупку не только иномарок, но и отечественных автомобилей. Да и оформить кредит стало куда проще: минимум формальностей и два-три рабочих дня на проверку. К 2005 году ставки по рублевым кредитам снизились до 18–20%, а по валютным – до 10–12%; средний срок кредитования увеличился до трех лет.
ОБ РУКУ С ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
За рубежом практика продаж в кредит имеет многолетние традиции. В США, например, так продают почти 80% автомобилей, в странах Западной Европы – более 60%. Здесь есть одна фишка: практически каждый мировой автопроизводитель располагает собственным финансовым подразделением (по сути, банком), которое компенсирует часть кредитной ставки на покупку автомобиля данной марки.
Россия – рынок молодой, растущий, но в становлении системы автокредитования уже проявились некоторые тенденции. Конкуренция усиливается, банки стараются привлечь потребителей разнообразием кредитных программ. Проценты за пользование кредитом подошли к минимальному порогу – ставке рефинансирования ЦБ (сегодня она равна 11%). Ныне ставки по кредитам в валюте составляют 9–14% годовых и 12–16% в рублях. Опускать их еще ниже банки по закону права не имеют. Значит, нужно привлекать клиентов иными способами. В поисках потенциальных заемщиков банки все теснее сотрудничают с автосалонами, разрабатывают совместные программы. Для «дорогих» клиентов сроки кредитования уже возросли до 5–7 лет, а количество требуемых документов сократилось до минимума (паспорт да водительское удостоверение). Появилась услуга «экспресс-оформление»: срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты, как кредит с обратным выкупом машины, беспроцентный, без первоначального взноса, кредит на автомобиль с пробегом и пр.
Конкуренция на двух крупнейших российских рынках (Москва и Санкт-Петербург) стала очень острой. Крупные дилеры, а вслед за ними банки двинулись в регионы, однако потребность в кредитах там удовлетворяется еще не полностью. Появились на российском рынке и новые игроки – банки иностранных автопроизводителей. Одной из первых иностранных компаний, предоставивших частным лицам возможность приобретать свои автомобили в кредит (с 2000-го), стала компания «Форд». В конце 2006 года сразу несколько мировых автопроизводителей запустили в России финансовые сервисы совместно с российскими банками – «Рено-Финанс», «Джи-Эм-Финанс» и др. А с прошлого года работают филиал банка «Тойота» и отделение «Мерседес-Бенц Банк Рус». Вот это настоящая конкуренция!
И если раньше наши банки, стремясь к большей выгоде, маскировали затраты по кредиту (взимали скрытые комиссионные, обязывали покупать полис только у «своих» страховых компаний и т.д.), то теперь программы автокредитования становятся все более прозрачными. В этом году принят закон, обязывающий банки информировать клиента обо всех основных и дополнительных затратах, связанных с оформлением кредита. То есть клиент должен видеть, сколько он реально заплатит за машину!
В конце концов покупка автомобиля в кредит стала для россиян привычным делом. Но вместе с тем прибавилось случаев мошенничества. По некоторым сведениям, банкиры отклоняют примерно каждую десятую заявку на автокредит из-за высокого уровня риска. Службы безопасности банков вынуждены бороться с недобросовестными заемщиками самостоятельно – национальное бюро кредитных историй работает пока только на бумаге. Во многом тут, кстати, виноваты сами кредитные учреждения – они не хотят делиться своей клиентской базой с конкурентами.
НА ОЧЕРЕДИ ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
По мнению аналитиков, кредитование продолжает оставаться одной из главных движущих сил российского автомобильного рынка. Объемы продаж (как в количественном, так и в денежном выражении) достаточно быстро растут именно за счет притока кредитных ресурсов.
Шесть лет назад, в 2002-м, по оценке агентства «Автостат», в кредит было продано всего около 70 тыс. автомобилей, а весь рынок автокредитов оценивался в 650 млн. долл. В 2003 году прирост рынка составил около 100 тыс. машин, а в 2004-м по кредитным схемам реализовали примерно 350 тысяч. 2005 год ознаменовался более чем 40-процентным ростом этого рынка; уже каждый третий приобретенный автомобиль вписался в кредитные схемы.
В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка, а в 2007-м, по оценке «Автостата», из 2,4 млн. проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн. было приобретено с использованием различных форм кредитования. Суммарная емкость рынка автокредитов составила 16 млрд. долл., а размер среднестатистического кредита достиг 13,9 тыс. долл. Прогноз на ближайшее будущее такой: в 2008 году в кредит будет куплено уже 1,6 млн. машин, в 2009-м – около 2 млн. Иными словами, если сегодня около 50% автомобилей продается в кредит, то в будущем году эксперты рассчитывают на 60%. В ближайшие два-три года российский рынок автокредитов продолжит свой рост (вслед за автомобильным рынком). Однако общие темпы развития будут сокращаться по мере удовлетворения спроса. Да и вообще Россия уже практически достигла европейских показателей. Банки все активнее будут развивать кредитование на вторичном рынке. В начале 2009 года должны отменить «двойной» НДС, и это подстегнет продажи подержанных автомобилей через салоны официальных дилеров. Через три года, по прогнозам, через них будут реализовывать до 30% всех машин вторичного рынка (сейчас не более 10%).
По мнению аналитиков, несмотря на растущую конкуренцию и насыщение рынка, автокредиты в ближайшее время не станут доступнее. Они могут подешеветь, только если удастся понизить инфляцию, а этого пока не предвидится. Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом и российском фондовых рынках процентные ставки в ближайшее время могут даже подрасти, а часть банков попытается сократить свой кредитный портфель. Однако ставки по специальным программам банков и автопроизводителей останутся на прежнем уровне и даже появятся спецпредложения с пониженными ставками. Хотя к словосочетанию «специальное предложение» многие в банковской сфере относятся с осторожностью.
– Внедрение в России специальных кредитных программ от автопроизводителя – пока очень рискованное дело, – уверен президент АВТОВАЗа Борис Алешин. – Чудес не бывает: при средней заработной плате в стране около 15 тыс. рублей в месяц продажи импортных автомобилей за полгода вдруг выросли на 47%! Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что банковскую систему ждет очень высокий процент невозврата кредитов. Устойчиво она работает лишь в том случае, если не возвращается не более 3–4% заимствований; боюсь, у нас будет больше. АВТОВАЗ развивает это направление – создана специальная компания «Лада-Финанс», которая занимается вопросами потребительского кредитования, лизинга, аренды и т.д., – но продвигаемся мы очень осторожно.
Видимо, налицо тенденция: если в начале 2007 года доля отказов в выдаче автокредитов не превышала 3%, то сейчас она выросла (у разных банков) до 10–12%. Эпоха безудержной раздачи закончилась, пришло время считать деньги, – и это нормально.
СРЕДНИЙ КРЕДИТ
По оценке агентства «Автостат», средний размер автокредита в 2007 году составлял 13,9 тыс. долл.; брали его на два-три года. Обычный первоначальный взнос – 20%. Среднестатистический заемщик – мужчина в возрасте от 25 до 45 лет, женатый, с одним-двумя детьми, имеющий стабильную работу с зарплатой от 1,5 тыс. долл. в месяц.
Рынок автокредитования продолжит расти, однако уже к 2009 году темпы его роста снизятся. Увы, проценты годовых меньше не станут.