Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Обозрение. Кризис: Портрет автопрома в годину потрясений

Обозрение. Кризис: Портрет автопрома в годину потрясений
Полная версия

«ПОДАРОК» ИЗ АМЕРИКИ

Ведущие французские концерны «Рено» и PSA «Пежо-Ситроен» приостановили конвейеры почти на всех предприятиях во Франции и некоторых заводах в других странах Европы... «Пежо» решил снизить объемы выпуска машин в период с октября по декабрь на 30%. Заводы «Рено» закрываются на двухнедельные вынужденные каникулы. «Мицубиси» объявила о решении сократить объемы производства на трех заводах на 100 тыс. машин. Сбыт автомобилей «Тойота» по итогам года, как ожидается, будет на 2% меньше, чем в 2007-м. Компания «Ниссан» снижает объемы производства автомобилей класса люкс и внедорожников в Японии и Европе: на заводских и дилерских складах скопились непроданные машины. Руководство чешских автомобильных заводов «Шкода» в октябре на девять дней остановило сборочные конвейеры и решило до Нового года повторить подобное дважды. Европейское отделение компании «Форд» сокращает производство на 3%.

Кризис пришел из Америки, и там положение хуже всего. «Крайслер» уже объявил о закрытии двух заводов, выпускающих «Джип», а «Дженерал моторс» ликвидирует почти 7 тыс. рабочих мест на трех заводах в США. Да что там Америка – Запорожский автозавод (ЗАЗ), который производит автомобили «Шевроле-Ланос», в ближайшее время может сократить производство на 40%!

В целом, по прогнозам аналитиков, в четвертом квартале продажи машин на европейском рынке упадут на 17%, а по итогам всего года – на 8%. Самое обидное, что с рынка в такой ситуации просто исчезнут некоторые модели – с высокой себестоимостью, которые в силу разных причин не приносили прибыли производителям, но были заметным украшением автомобильной индустрии. Недостаток средств скажется и на тех моделях, которые сейчас находятся на стадии разработки. Так, корпорация «Джи-Эм» уже объявила, что в связи с кризисом прекращает финансирование новых проектов в 2009 и 2010 годах, все работы по ним откладываются на неопределенный срок.

Похоже, что отныне автоконцерны будут вкладывать больше сил в работу над бюджетными моделями. Скоро, как нам обещают, появятся сверхбюджетные малолитражки по цене до 10 тыс. долларов. Такие разрабатывают «Рено-Ниссан», «Тойота», «Фольксваген», «Пежо-Ситроен». При этом машины вообще станут проще и экономичнее: именно у таких больше шансов выжить в условиях кризиса. Наиболее уязвимыми в сложившихся экономических условиях оказались новинки, запланированные в среднем ценовом сегменте. В результате топ-менеджмент европейского автопрома уговорил руководство Евросоюза и европейских государств выделить льготный кредит – 40 млрд. евро. Надолго ли поможет?

НАШ ОТВЕТ

Увы, уже к началу осени мировой экономический кризис докатился и до России. К концу октября на складах «Группы ГАЗ» скопился двухмесячный запас «газелей» – около 20 тыс. штук; на заводских площадках и у дилеров АВТОВАЗа – больше 100 тыс. непроданных «лад». Каждый искал свой выход из ситуации. «Сокращение производства на фоне глобального мирового кризиса стало общемировой тенденцией в автопроме, – комментирует ситуацию президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин. – И хотя АВТОВАЗ не принимал решения о пересмотре своих производственных планов, мы внимательно отслеживаем ситуацию и считаем положение на российском рынке крайне сложным…» Уже известно, что автозавод устраивает для своих работников трехнедельные (с 29 декабря по 18 января) рождественские каникулы; за время простоя работникам предприятия будет выплачена компенсация в размере двух третей среднемесячной заработной платы.

В какой-то момент, видимо, поддавшись общим пессимистическим настроениям, в Тольятти даже приняли решение о срочной продаже собственной дилерской сети «Лада-Сервис». Сейчас от этой идеи решили отказаться. Завод ждет поступления обещанного государством кредита почти в 1 млрд. долларов (26 млрд. рублей), который сделает бессмысленной продажу сети дешевле рыночной стоимости в четыре раза – всего за 150 млн. долларов. По словам Алешина, этот кредит пойдет на пополнение портфеля собственных оборотных средств. Кроме того, завод должен подстраховать дилеров путем предоставления им товарного кредита.

Ну и, конечно, «настала необходимость перейти к режиму жесткой экономии, а также к существенной корректировке бизнес-планов и инвестиционной деятельности». Увы, это, похоже, означает одно: новых моделей от АВТОВАЗа

ждать не стоит. В лучшем случае в будущем году на конвейере появится перелицованный универсал «Рено-Логан». А вот на новых концептах, похоже, можно пока поставить крест.

«Группа ГАЗ» стала первым российским автопроизводителем, остановившим в октябре конвейер из-за экономического кризиса и спада продаж. Более того, у Группы нет денег на расчеты с поставщиками, долги перед ними будут погашены только летом 2009 года. Увы, это не все плохие новости: по итогам 2008 года Группа может снизить производство на 20% и остановить ряд инвестиционных проектов, если ГАЗ не получит госфинансирование (он просит 45 млрд. рублей). Председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин объясняет ситуацию так: правительство выделило средства для поддержания ликвидности Внешторгбанку, Сбербанку и Газпромбанку, однако дальше них деньги не пошли. В результате покупатели оказались отрезанными от кредитов, и вся цепочка, начинающаяся с поставщиков и заканчивающаяся конечным потребителем, разорвалась. «Если сегодня не принять меры, не поддержать конечного потребителя деньгами, не простимулировать спрос на те же автомобили, то кризис неплатежей в реальном секторе обернется катастрофой», – уверен Занозин.

На ГАЗе прогнозируют общее сокращение продаж автомобилей по итогам четвертого квартала на уровне 30%. И хотя до увольнений дело не дошло, набор новых сотрудников прекратили еще в сентябре. Занозин считает, что, возможно, придется сократить до 20% работников – с нынешних 115 тыс. человек до 90 тыс. Уже пришлось отказаться от ряда инвестиционных проектов (в их числе производство коммерческих грузовиков «Максус» в Нижнем Новгород и разработка нового семейства «Газель-3»). Скорректированы планы выпуска в этом году автомобилей «Волга-Сайбер» – с 10 тыс. до 3 тыс. машин. А старая «Волга» в 2008-м окончательно покинет конвейер – спрос на нее катастрофически упал.

В результате воздействия финансового кризиса на российскую экономику, по оценкам аналитиков, осенью и в начале зимы произойдет снижение реализации новых машин на нашем рынке до уровня 210–220 тыс. штук в месяц (в 2007-м и начале 2008 года продавали ежемесячно по 240–270 тыс.).

Правда, нет худа без добра: в самом конце октября в Минэкономразвития приняли решение продлить сроки заключения соглашений о промышленной сборке автомобилей (для производителей компонентов) до конца 2009 года. Это может помочь отечественным компаниям в локализации выпуска автокомпонентов и тем самым сдержать рост себестоимости в будущем.

КУПЛЮ НОВЫЙ… ДЕШЕВО!

А что же в этой ситуации делать простому человеку? Покупать новый автомобиль, как он планировал еще полгода назад, или воздержаться пока от покупки? Сделать это за наличные средства или все-таки попытаться получить кредит в банке?

К счастью, разговоры о том, что «кредит умер», можно считать сильно преувеличенными. Да, во многих банках заявки рассматривают дольше, в некоторых выросли процентные ставки по рублевым кредитам до 20%. Выросло и число отказов в предоставлении ссуды. Но в целом для тех, кто поставил перед собой цель занять средства у банка на покупку автомобиля, вопрос решается, причем достаточно быстро. А то что кредитные организации начали строже подходить к заемщикам, так это для общего же блага… Но все же кредит в нынешних экономических реалиях – вещь достаточно опасная.

Зато большая часть дилеров уже досрочно объявила о сезонных скидках, распродажах, бонусах, подарках дорогим покупателям… В свободной продаже есть почти все дефицитные ранее модели! (Кстати, «Рольф», объявивший о скидках на весь модельный ряд «Мицубиси», почти сразу же сократил сроки распродажи: слишком много желающих.) Как и когда покупать автомобиль – каждый решает сам. Многие аналитики, например, считают, что лучше вкладывать деньги в имущество недвижимое, нежели в движимое. Причем не сейчас, а чуть позже, когда цены на жилье упадут.

Если у вас уже есть автомобиль, то, похоже, с его продажей и покупкой нового лучше подождать до конца зимы – начала весны. Во-первых, традиционно спрос на подержанные машины в это время лучше. А во-вторых (и в-главных!), сегодня никто не берется предсказать, как будет развиваться кризис завтра. Если правительство сумеет правильно поддержать экономику страны, то Россия может пройти через это испытание без серьезных потерь. О плохом варианте развития событий пока думать не хочется.

Прогноз роста экономики в России в этом году уже снижен до 7%, в 2009 году – до 5,5%. Инфляция в этом году, по прогнозу, составит 13–14%.

Председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин:

«Если сегодня не принять меры, не поддержать конечного потребителя деньгами, не простимулировать спрос на автомобили, то кризис неплатежей в реальном секторе обернется настоящей катастрофой».

Президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин:

«Хотя АВТОВАЗ не принимал решения о пересмотре своих производственных планов, мы внимательно отслеживаем ситуацию и считаем положение на российском рынке крайне сложным…»

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2008
Поделиться: