Статистика: Сократились не продажи, а рост
В последние месяцы все только и говорят: кризис, кризис… На самом деле за девять месяцев кризис «отъел» 7%… от роста российского автомобильного рынка. То есть рынок вообще-то продолжает расти, просто не так быстро, как хотелось бы продавцам. Но даже в «кризисном» сентябре продажи иномарок, к примеру, увеличились на 22%, или 32 137 машин.
И у российских заводов формально дела неплохи: по итогам девяти месяцев 2008 года АВТОВАЗ продал более 477 тысяч автомобилей «Лада», то есть на 4,9 тысячи больше, чем в предыдущем году. А прибавка реализации машин семейств «Калина» и «Приора» составила целых 30%! Даже на экспорт АВТОВАЗ успел поставить на 14% больше автомобилей, чем за три квартала 2007-го.
На ГАЗе случилось плановое падение спроса: в связи с заменой модельного ряда спрос на «старые» «Волги» упал на 35–45%, а «сайберов» за сентябрь сколько выпустили, столько и продали: 363 штуки. Спрос на автомобили УАЗ с прошлого года практически не изменился; правда, чуть выросли продажи «Патриота» – на 650 штук.
Зато «иностранцы» все вместе увеличили продажи в России на 40%. Однако в сентябре продажи марки «Шевроле» упали на 2%, а «Форд» – на 13% (по сравнению с сентябрем прошлого года). Впервые за много лет ушли в минус компании «Рено», КИА. Но больше всех потеряла японская «Мицубиси» – 25%!
Очень сложно объяснить, почему при этом растет спрос на некоторые другие европейские и японские бренды. Например, у «Тойоты» новинок нет, но в сентябре продажи вдруг подскочили аж на 66%! У компании ФИАТ цифры вообще невероятные: плюс 110%, а за сентябрь и вовсе 1313% (но тут сравнение с 2007-м не совсем корректно, поскольку год назад фиатовский модельный ряд был куда более скромным, а производство в России только стартовало). То же самое можно сказать по поводу компаний «Фольксваген» и «Шкода»: российский завод под Калугой обеспечил высокий рост в сентябре (85% и 67% соответственно). Гораздо быстрее рынка растут продажи марок «Хонда», «Субару», «Ленд-Ровер», «Опель», «Додж», и их российские квоты пересмотрены в сторону увеличения.
Однако уже скоро ситуация может заметно измениться. Банки ужесточили требования к выдаче автокредитов, некоторые хотя и незначительно, но увеличили процентные ставки. С другой стороны, самые беспокойные клиенты постараются забрать свои сбережения из банков. А что с ними делать? Кризис десятилетней давности научил: деньги надо срочно куда-то вкладывать. В нынешней ситуации, когда недвижимость запредельно дорога, на ум сразу приходит новая машина.
Добавлю, что продажи новых автомобилей в Европе за сентябрь снизились по сравнению с прошлогодним показателем на 8,2%. Мы пока легко отделались…